23 март 2019
Либертариум Либертариум

Общие положения

Новая пенсионная система кардинально отличается от прежней. Ниже приводятся ее основные характеристики.

1. Индивидуальная капитализация

В отличие от старой распределительной системы в новой пенсионной системе размеры выплат пропорциональны усилиям, прилагаемым застрахованными на протяжении их трудовой деятельности. Регулярные взносы каждого застрахованного поступают на его лицевой счет, образуя личный пенсионный фонд. Размер этого фонда увеличивается по мере накопления все большей суммы взносов. Возрастает также его ценность как средства обеспечения прибыли, образующейся в результате вложения капитала. Чем больше величина фонда, накопленная на лицевом счете, тем выше либо пенсия, которую застрахованный сможет получать по достижении пенсионного возраста, либо сумма, которая может быть выплачена наследникам в случае его кончины.

Необходимо добавить, что закон, регулирующий эту систему, разрешает страхующимся вносить дополнительные взносы на свой счет, то есть допускает ставку выше установленных 10%. Это означает, что застрахованный обладает возможностью накопления дополнительных средств на своем лицевом счете и, следовательно, может получать более высокую пенсию. Кроме того, в законодательство были внесены и другие изменения, в соответствии с которыми работник имеет право заводить дополнительный сберегательный счет, средства с которого могут в момент оформления пенсии полностью или частично быть переведены на счет индивидуальной капитализации, что также увеличивает размер пенсии [статья 22 Декрета-закона " 3.500 (1980) и изменения, внесенные законом " 18.646 (1987)].

2. Минимальные пенсии, гарантируемые государством

Хотя в основе новой системы лежит принцип индивидуальной капитализации, закон предусматривает, что государство гарантирует застрахованным так называемые минимальные пенсии. Таким образом, в случае, если застрахованный не накопил на своем лицевом счете сумму, достаточную для получения вышеуказанной минимальной пенсии, государство обязуется выплачивать субсидии в сумме, покрывающей разницу между накоплениями и размером минимальной пенсии. Законодательство устанавливает, что мужчины в возрасте 65 лет и старше и женщины в возрасте 60 лет и старше, которые на протяжении не менее 20 лет выплачивали взносы, о чем имеется соответствующее подтверждение, имеют право пользоваться гарантируемой государством минимальной пенсией по старости. Для получения минимальной пенсии по инвалидности застрахованный должен выплачивать взносы, по крайней мере, в течение двух лет из пяти лет до момента получения инвалидности. Страхующийся может также предъявить подтверждение уплаты денежных взносов в течение десяти лет при любой системе страхования независимо от времени их выплаты. [До изменений, введенных с принятием Закона " 18.646, существовало условие, согласно которому при любой системе страхования двухгодичный период выплаты взносов должен был быть зарегистрирован, по меньшей мере, в течение четырех лет, предшествовавших моменту получения инвалидности. Таким образом, новый закон облегчает получение минимальной пенсии по инвалидности.]

3. Свобода выбора для застрахованных

Новая пенсионная система предоставляет застрахованным большую свободу выбора в том смысле, что они могут выбрать любую Компанию управления пенсионными фондами и в любой момент по своему желанию перейти из одной компании в другую. В период уплаты взносов или к моменту выхода на пенсию они могут выбрать наиболее подходящий для себя вариант пенсии (срочная пожизненная рента, запрограммированное снятие со счета или временная рента с отсроченной пожизненной рентой) в той организации, которую сочтут наиболее подходящей, включая компании по страхованию жизни или соответствующую КУПФ.

С этой точки зрения свобода выбора, предоставляемая застрахованным, предусматривает не только обращение к той или иной КУПФ или страховой компании (что обеспечивает эффективную конкуренцию), но и возможность выбора пенсионного режима. Застрахованные могут либо взять на себя ответственность за свое долгожительство, сохраняя право собственности на накопленный на их лицевом счете фонд (запрограммированное снятие со счета), либо передать это право одной из страховых компаний, утратив таким образом возможность распоряжаться своим фондом (пожизненная рента). Предусмотрен также вариант, при котором застрахованный избирает определенный срок, в течение которого он хотел бы сохранить за собой право распоряжаться фондом, передав по истечении этого срока риск оценки продолжительности жизни страховой компании (временная рента с отсроченной пожизненной рентой). Наконец, поскольку закон предусматривает, что застрахованный имеет право добровольно вносить на свой счет дополнительные взносы, превышающие обязательную установленную ставку, либо иметь накопления на дополнительном сберегательном счете, остаток с которого он может переводить на счет индивидуальной капитализации, создается такое положение, при котором, начиная с определенного минимума, каждый волен определять сумму своей пенсии.

Таким образом, новая пенсионная система предоставляет застрахованным возможность играть ведущую, а не пассивную роль.

4. Право на досрочный выход на пенсию

Хотя в законе говорится, что пенсию по старости получают мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины -- 60 лет, в него включены положения, позволяющие застрахованным досрочно получать пенсии по старости. Необходимое условие состоит в том, чтобы фонды, накопленные на лицевом счете, давали им право на получение пенсии по старости, размер которой составлял бы не менее 50% получаемых средних индексированных декларированных доходов за последние десять лет и одновременно был бы не меньше 110% минимальной пенсии. Для этих целей может быть использован "Чек признания" (основной или дополнительный), так как закон позволяет застрахованным передавать свои права страховой компании по своему выбору в тех случаях, когда они останавливаются на одном из видов пожизненной ренты (немедленной или отсроченной). Это же право при посредничестве КУПФ может быть передано другому физическому или юридическому лицу.

5. Индексация пенсий

Застрахованный, который в момент выхода на пенсию предпочитает передать риск оценки продолжительности жизни какой-либо страховой компании, получая таким образом пенсию в виде пожизненной ренты, приобретает постоянную пожизненную пенсию, выраженную в единицах UF. Таким образом, перерасчет пенсии осуществляется автоматически.

Если застрахованный сделает выбор в пользу варианта "запрограммированного снятия со счета", при котором он сам принимает на себя риск оценки продолжительности жизни и сохраняет право собственности на накопленные средства со своего лицевого счета, то он будет получать пенсию, размер которой подвержен колебаниям. Пенсия может возрастать, если рентабельность счета будет достаточно высокой, но может и уменьшаться, если она будет низкой. Необходимо также иметь в виду, что если накопления на страховом счете год от года уменьшаются, сумма пенсии естественно тоже будет уменьшаться. Однако, в любом случае ежемесячные пенсии, которые рассчитываются при этой системе для каждого годового периода, выражаются в единицах UF.

В дополнение к двум описанным выше альтернативным вариантам существует возможность временной ренты с отсроченной пожизненной рентой, которая была введена в 1987г. В этом случае застрахованный сохраняет за собой права собственности на средства со свою лицевого счета на протяжении определенного числа лет. Иными словами, он расходует свои средства в течение какого-то времени в режиме "запрограммированного снятия со счета". По истечении этого срока, начиная с определенной назначенной им самим даты, он передает риск оценки продолжительности жизни какой-либо страховой компании, получая пенсию в виде пожизненной ренты, образующейся из той части средств на лицевом счете, которая не была истрачена застрахованным в период временной ренты.

6. Страхование по инвалидности и при потере кормильца с автоматическим обеспечением безработных

В общем контексте, в соответствии с которым пенсии являются результатом капитализации средств на лицевом счете, в случае, если наступает инвалидность или смерть застрахованного, начинает действовать страховой механизм, финансировавшийся самим застрахованным на протяжении активной трудовой деятельности путем выплаты дополнительной ставки взносов. Страхование, о котором идет речь, осуществляемое путем заключения контракта с КУПФ, полностью гарантирует застрахованным получение:

а) временных пенсий по инвалидности для тех, кто признан инвалидом при первом медицинском заключении;
б) дополнительных вкладов, вносимых на их лицевые счета в случае окончательного подтверждения инвалидности [Если инвалидность не подтверждается, с застрахованных взимается налог. В соответствии со статьей 53, дополнение 3 Декрета-закона " 3.500, замененного " 21 статьи 1 закона " 18.964 от 10.03.1990, указанный налог вычисляется как сумма взносов, которую застрахованный накопил бы на своем счете индивидуальной капитализации, если бы вносил на указанный счет 10% пенсии по инвалидности, выплаченной в соответствии с первым заключением. Величина этой суммы, выраженная в единицах UF, определяется как результат умножения пенсии по инвалидности на число месяцев, в течение которых застрахованный ее получал, деленной на 9. Компания управления должна вносить этот налог за застрахованных, у которых второе заключение о состоянии здоровья не подтверждает инвалидность, или за тех, кто не пришел на переосвидетельствование в течение 6 месяцев после направления им вызова.];
в) дополнительных вкладов, которые должны вноситься на соответствующие счета в случае смерти работающих застрахованных или тех, кто получал временные пенсии по инвалидности.

Застрахованный или лица, находящиеся на его иждивении, могут распоряжаться суммой, находящейся на личном счете застрахованного через посредство КУПФ или выбираемой по их желанию компании по страхованию жизни.

Закон устанавливает, что те застрахованные, которые были безработными в тот момент, когда произошло несчастье, считаются автоматически застрахованными на срок, равный 12 месяцам со дня прекращения работы, в случае наступления инвалидности или смерти. Это означает, что те застрахованные, которые продолжают работать, в определенной мере покрывают страховые взносы безработных.

7. Инспекционная служба

Хотя новая пенсионная система предполагает значительно большую, чем прежде, ответственность самих застрахованных и предоставляет им возможность выбора различных вариантов, контроль за функционированием системы осуществляет Главная инспекция. Этот орган занимается не только проверкой деятельности КУПФ, но и дополнительно контролирует соблюдение законодательных норм, регулирующих новую пенсионную систему, таких, как, например, использование средств Пенсионного фонда, льготы, на которые имеют право застрахованные, страхование по инвалидности и в случае потери кормильца, взимание комиссионных и т. д.

Действуя в рамках строгого соблюдения законности, данные органы добиваются стабильного функционирования системы, что в свою очередь является основной гарантией защиты прав застрахованных.

Основные характеристики действия новой системы

1. Рост числа застрахованных

За период с начала функционирования новой пенсионной системы число застрахованных в ней значительно выросло. После массового перехода из старой системы в новую, который имел место в первые месяцы после проведения реформы -- что можно объяснить и недовольством людей старой системой, и привлечением застрахованных меньшими размерами страховых взносов в новой системе -- в последующие годы также было зарегистрировано постепенное увеличение числа застрахованных в новой системе. [Поскольку в новой системе была установлена более низкая ставка взносов, переходившие в нее сразу получали заметное увеличение наличного вознаграждения. В качестве примера можно привести расчеты, касающиеся вкладчика ССС: в случае перехода в новую систему в мае 1980 г. уменьшение ставки страховых взносов было эквивалентно увеличению его зарплаты на 7%.] Эти исходные данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Динамика численности в застрахованных в новой системе

Годы

Численность застрахованных (тыс. человек)

Прирост численности в % к предыдущему году

1981

1.400,0

-

1982

1.440,0

2,9

1983

1.620,0

12,5

1984

1.930,4

19,2

1985

2.283,3

18,3

1986

2.591,5

13,5

1987

2.890,7

11,5

1988

3.183,0

10,1

1989

3.470,8

9,0

1990*

3.616,0

4,2

* - на июнь 1990 г.
Источник: Главная инспекция КУПФ

Цифры показывают, что помимо начальной волны 1981 г., наибольший рост численности застрахованных в новой системе приходится на период 1984--1985 гг.

2. Конкуренция пенсионных фондов

С тех пор, как начала действовать новая страховая система, число действующих КУПФ оставалось, с небольшими изменениями, относительно стабильным.

Доля рынка, которой обладала каждая КУПФ, показана в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Доли различных КУПФ на рынке пенсионных услуг
(число застрахованных в каждой КУПФ в % к общей численности застрахованных)

1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990*
Аламеда 5,7 8,7 7,1 7,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Баннуэстра 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Конкордия 1,3 1,9 2,2 2,3 2,3 2,8 3,1 3,3 3,5 3,5
Купрум 0,7 1,3 1,2 1,3 1,1 1,0 1,1 1,2 1,4 1,5
Эль Либертадор 2,1 1,5 2,2 2,4 2,5 2,2 2,2 2,4 2,3 2,3
Футуро 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,2 0,2
Абитат 5,7 6,8 10,0 10,5 11,8 12,7 13,9 15,7 16,7 17,0
Инвиерта 9,1 8,3 7,4 7,2 6,7 6,1 5,4 4,5 4,1 3,9
Махистер 0,5 0,9 1,6 1,6 1,7 1,7 1,8 1,7 1,7 1,7
Планвиталь 3,5 4,1 3,4 3,2 3,0 2,7 2,6 2,7 2,7 2,6
Протексион 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2 0,3 0,6 0,8 1,0
Провида 32,9 31,5 30,7 30,3 29,9 29,9 28,5 28,3 28,9 28,8
Сан-Кристобаль 13,7 9,5 7,5 7,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Санта-Мария 20,4 19,2 18,7 18,5 18,8 19,7 20,9 20,5 19,8 19,9
Сумма 4,4 6,2 8,0 8,2 8,7 9,3 9,2 8,9 8,4 8,2
Унион** 0,0 0,0 0,0 0,0 13,6 12,5 11,5 10,4 9,7 9,4

* - на июнь 1990 г.
** - образован от слияния КУПФ Аламеды и Сан-Кристобаля
Источник: Главная инспекция КУПФ

Как видно, доля рынка, которой обладали большинство КУПФ, не претерпела значительных изменений, хотя некоторые КУПФ увеличили свою долю на рынке вдвое и больше.

Следует отметить, что изменениями, внесенными в Декрет-закон " 3.500 (1987), предусмотрено значительное уменьшение минимального капитала, требуемого для создания одной КУПФ. Это стимулировало появление новых КУПФ меньшего размера, что создало ситуацию более острой конкуренции, которая, вероятно, даст о себе знать уже в ближайшее время.

3. Взносы застрахованных

Кроме базового взноса, который должен вноситься на лицевой счет (10% доходов, подлежащих обложению налогом), застрахованные по новой системе обязаны производить следующие выплаты КУПФ за операционные и некоторые другие услуги:

а) фиксированные комиссионные (в песо);
б) дополнительный взнос (в виде процента от доходов, подлежащих обложению налогом) для финансирования страхования по инвалидности или при потере кормильца;
в) комиссионные за проведение операций с остатком лицевого счета, выраженные в виде процента от накопленного остатка. Этот вид комиссионных был отменен в 1987 г.

Фиксированные ежемесячные комиссионные, как и комиссионные за операции с остатком лицевого счета, взимались КУПФ с лицевых счетов, дополнительный взнос выплачивался непосредственно КУПФ. [В соответствии с изменениями, внесенными законом " 18.646 (1987), начиная с 1 января 1988 г. были отменены процентные комиссионные за операции с остатком лицевого счета, и дополнительный взнос стал вноситься на лицевой счет и поступать с этого счета под названием "процентные комиссионные с денежного вклада". Необходимо добавить, что дополнительный взнос теперь не только финансирует систему пенсий по инвалидности и при потере кормильца, но также и другие расходы КУПФ.]

Динамика величин взносов и комиссионных за период с 1981 по 1990 г. приведена в таблице 2.3 и проиллюстрирована на диаграмме 2.1.

Таблица 2.3. Динамика взносов и комиссионных при новой пенсионной системе

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990*

Базовый взнос (в % от доходов, облагаемых налогом)

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

10,00

Фиксированные ежемесячные комиссионные** (в песо на июнь 1990 г.)***

641,00

632,20

695,30

576,60

410,70

339,10

287,10

315,50

220,40

190,40

Дополнительный взнос** (в % от доходов, облагаемых налогом)

2,44

2,69

3,56

3,57

3,27

3,44

3,41

3,56

3,26

3,13

Процентные ежегодные комиссионные** (% от остатка на лицевом счете)

0,99

0,74

0,85

0,84

0,71

0,63

0,52

-

-

-

* - на июнь 1990 г.
** - средний показатель по системе, деленный на число застрахованных в каждой КУПФ
*** - цифры пересчитаны с учетом индекса инфляции ИДН на июнь 1990 г.
Источник: Главная инспекция КУПФ

Диаграмма 2.1

chili_0201.gif (8927 bytes) -- Диаграмма 2.1

Приведенные данные показывают, что изменений в базовых взносах не произошло и что процент комиссионных с накопленного остатка имел тенденцию к снижению вплоть до того дня, когда его отменили.

Фиксированные ежемесячные комиссионные выросли в первые годы функционирования системы, но затем постепенно снизились до такой незначительной величины, что некоторые КУПФ даже перестали взимать их. В любом случае средние величины фиксированных комиссионных, деленные на число застрахованных, снизились на 70% с декабря 1981 г. по июнь 1990 г.

Наконец, можно убедиться, что дополнительный взнос возрос в первые годы действия новой системы (что может быть объяснено увеличением размера ставки страхования от несчастного случая, приводящего к инвалидности), затем наблюдалось его уменьшение, а позднее эта тенденция сменилась на противоположную. Последнее объясняется в основном необходимостью компенсировать отмену комиссионных за проведение операций с остатком лицевого счета с тем, чтобы выплаты, которые КУПФ начиная с 1990 г. должны перечислять компаниям по страхованию жизни по статье страхования инвалидности и потери кормильца, превышали их прежний уровень на 37%, а также в связи с необходимостью оплаты новых льгот и услуг, предоставляемых КУПФ главным образом в силу изменений, внесенных законами "" 18.646 и 18.964.

Общая динамика величины комиссионных и дополнительных взносов показывает, что следом за первоначальной "обкаткой" системы, в ходе которой пришлось внести некоторые коррективы, рост конкурентоспособности привел к уменьшению затрат застрахованных.

4. Взносы застрахованных, исчисленные в процентах к налогооблагаемому доходу

Хотя ежемесячные взносы, обязательные для страхующихся, исчисляются по одинаковым для всех правилам (базовый взнос плюс дополнительный взнос), реальные расходы, выраженные в виде процента от налогооблагаемых доходов, различаются и зависят от размера этих доходов. Это связано с тем, что фиксированные комиссионные и комиссионные в виде процента от накопленного остатка снимаются с лицевых счетов. Другими словами, хотя ежемесячные платежи в виде процента от налогооблагаемых доходов равны для всех, пенсии, исчисленные в форме процента от налогооблагаемого дохода разнятся между собой в зависимости от доходов застрахованных. То же самое явление можно рассмотреть с другой стороны -- рассчитать различные расходы для получения одной и той же пенсии.

В таблице 2.4 показана динамика реальных расходов, лежащих на застрахованных при различных величинах налогооблагаемого дохода. [При расчетах комиссионных, выплачиваемых за операции с остатком на лицевом счете, брался накопленный остаток застрахованного, начавшего платить взносы в 1981 г. Эта величина ежегодно пересчитывалась с учетом ставки, приведенной в таблице 2.3. Результат выражался в виде процента от облагаемого дохода и прибавлялся к другим вычетам.] Эта динамика показана также на диаграмме 2.2.

Таблица 2.4. Динамика расходов застрахованных
(в % от доходов, подлежащих обложению налогом)

Доход, облагаемый налогом

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990*

25.000

15,0 15,3 16,6 16,1 15,2 15,1 14,9 14,8 14,1 13,9

40.000

14,1 14,4 15,5 15,2 14,6 14,6 14,5 14,3 13,8 13,6

70.000

13,4 13,7 14,8 14,7 14,2 14,3 14,2 14,0 13,6 13,4

120.000

13,0 13,4 14,3 14,3 13,9 14,1 14,0 13,8 13,4 13,3

220.000

12,8 13,1 14,1 14,0 13,7 13,9 13,9 13,7 13,4 13,2

300.000

12,9 13,0 14,0 14,0 13,7 13,9 13,9 13,7 13,3 13,2

* - на 1990 г.
Источник: расчеты автора на основе данных Главной инспекции КУПФ

Диаграмма 2.2

chili_0202.gif (9960 bytes) -- Диаграмма 2.2

В приведенных в таблице и на диаграмме данных любопытно выделить три аспекта:

  1. Расходы застрахованного в виде процента от облагаемого дохода возрастают при снижении доходов. Это объясняется, прежде всего, наличием фиксированных ежемесячных комиссионных, составляющих более высокий процент от более низких доходов.
  2. Начиная с 1984 г. наблюдается тенденция к уменьшению расходов застрахованного на пенсионные взносы.
  3. Разница между размерами взносов лиц с высокими и низкими доходами заметно уменьшилась. Это произошло как в результате снижения фиксированных ежемесячных комиссионных, так и в результате относительного роста комиссионных (до их отмены в 1987 г.) в виде процента от остатка на лицевом счете для лиц с более высоким уровнем облагаемых налогом доходов. [К концу 1987 г. комиссионные в виде процента от накопленного остатка равнялись 0,43% дохода, подлежащего обложению налогом, для застрахованного, зарабатывающего 25.000 песо в месяц и 0,52% для застрахованного, имеющего доход в 220.000 песо.]

Данные таблицы 2.4 показывают, что в 1981 г. выплаты застрахованных с налогооблагаемым доходом в 25.000 песо в месяц на 8,7% превышали выплаты застрахованных с величиной доходов 220.000 песо в месяц. К концу июня 1990 г. эта разница сократилась до 5,2%.

Необходимо уточнить, что использование при анализе понятие ежемесячных страховых выплат соответствует не только ежемесячным платежам, поскольку фиксированные комиссионные и комиссионные в виде процента от остатка на лицевом счете вычитались не из налогооблагаемого дохода, а непосредственно снимались с лицевого счета. В конечном итоге процент от налогооблагаемого дохода, который остается на лицевом счете, оказывается меньшим на меньших счетах, и с этой точки зрения обслуживание таких счетов приводит к пропорционально к более высоким затратам.

5. Затраты на функционирование пенсионных фондов

а) Операционные расходы в расчете на одного застрахованного

Динамика ежемесячных расходов в расчете на одного застрахованного в среднем для всей страховой системы (средние показатели выводились путем деления суммы расходов по каждой КУПФ на число застрахованных) с распределением этих расходов по основным компонентам, представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Ежемесячные операционные расходы на одного застрахованного
(в песо на июнь 1990 г.)*

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990**

Вознаграждение персонала

396

357

341

301

290

287

312

330

394

Вознаграждение персонала отдела продаж

243

194

149

148

139

129

160

149

198

Коммерческие расходы

280

105

100

46

31

28

41

40

44

Общие операционные расходы***

1.574

1.221

1.098

927

806

766

857

856

1.032

* - данные пересчитаны с учетом ИДН
** - на ноябрь 1990 г., данные приведены в соответствие с ценами на тот момент
*** - цифры в этой строке превышают суммы вышестоящих, так как в таблице отсутствует некоторые статьи расходов, такие как обесценение и амортизация
Источник: Главная инспекция КУПФ, экономический факультет Чилийского университета (ЭФЧУ)

Таблица дает возможность убедиться, что расходы на одного застрахованного значительно уменьшились к 1987 г., а затем, в следствие изменений в законодательстве (таких, как появление счета добровольных сбережений, изменение правил перехода из одной КУПФ в другую и т. п.), произошло увеличение расходов. Однако, как и в начале функционирования системы, в динамике этих расходов следует ожидать определенной стабилизации, которая в сочетании с сокращением по различным статьям затрат приведет к снижению расходов на одного застрахованного.

б) Структура расходов

Динамика структуры операционных расходов (основные статьи) показана в таблице 2.6 и проиллюстрирована на диаграмме 2.3.

Таблица 2.6. Изменение структуры расходов
(в % от общих операционных расходов)

1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990*
Вознаграждение персонала
25,0 31,0 28,8 28,0 30,4 38,3 18,2 19,8 21,2
Вознаграждение персонала отдела продаж
10,9 13,4 12,3 14,4 15,2 20,4 8,7 8,1 10,1
Коммерческие расходы
24,4 9,1 11,5 5,3 2,8 4,0 2,6 2,6 2,5

* - на июнь 1990 г.
Источник: ЭФЧУ

Диаграмма 2.3

chili_0203.gif (7771 bytes) -- Диаграмма 2.3

в) Соотношение численности персонала и застрахованных

Изменения, которые характеризуются отношением численности занятых в КУПФ к числу страхующихся (это соотношение представляет собой косвенный показатель, дополняющее изложенное в предыдущем разделе) показывают, что рентабельность системы возрастает на протяжении 10 лет.

Эти данные представлены в таблице 2.7 и диаграмме 2.4.

Таблица 2.7. Изменение удельной трудоемкости
(численность персонала КУПФ на 1000 страхующихся)

Персонал отдела продаж

Остальные служащие

1982

1,31

1,54

1983

0,73

1,57

1984

1,21

1,35

1985

1,06

1,39

1986

0,87

1,25

1887

0,81

1,22

1988

0,82

1,23

1989

0,75

1,24

1990*

0,87

0,95

* - на июнь 1990 г.
Источник: Главная инспекция КУПФ, ЭФЧУ

Диаграмма 2.4

chili_0204.gif (6519 bytes) -- Диаграмма 2.4

6. Структура поступлений КУПФ

Изменения, произошедшие в структуре денежных поступлений, представлены в таблице 2.8 и проиллюстрированы на диаграмме 2.5.

Таблица 2.8. Структура поступлений КУПФ
(в % от общих поступлений)

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990*

Комиссионные**

46,5

44,8

42,3

33,8

31,8

28,0

10,7

9,3

7,2

Дополнительные взносы

39,8

41,2

50,0

53,4

58,8

61,9

85,4

85,1

85,9

Прибыль по вкладам

13,7

14,0

9,7

12,8

9,4

10,1

3,9

5,6

6,9

* - на июнь 1990 г.
** - с 1988 г. - только фиксированные комиссионные
Источник: ЭФЧУ

Диаграмма 2.5

chili_0205.gif (7706 bytes) -- Диаграмма 2.5

Интересно отметить, что в последние годы относительно небольшую роль стали играть поступления по статье комиссионных и что значительное увеличение пришлось на поступления по статье "Дополнительные взносы", которые в 1990 г. превысили 85%. С другой стороны, доходы от прибыли также обнаружили тенденцию к снижению в общем объеме поступлений.

Уменьшение доли комиссионных в структуре поступлений КУПФ свидетельствует о снижении фиксированных комиссионных и платежей, т. к. комиссионные с накопленного остатка всегда были относительно не велики, и к тому же отменены с 1988 г.

Итак, как можно убедиться, процентные комиссионные, или дополнительные взносы, которые берутся с дохода, облагаемого налогом, превратились в главный источник поступлений для КУПФ.

Тенденции развития пенсионного фонда

1. Динамика пенсионного фонда

Динамика пенсионного фонда Чили (сумма фондов всех КУПФ) в 1981--1990 гг. Показана в таблице 2.9.

Наблюдаемая тенденция свидетельствует о том, что в начале функционирования системы в нее влились многочисленные новые вкладчики, после чего отмечались более стабильные показатели роста.

Необходимо добавить, что в расчете на одного застрахованного система увеличивает свои показатели, включая как сумму накоплений, так и рентабельность вложений.

Таблица 2.9. Пенсионный фонд Чили
(на декабрь каждого года)*

Годы

Миллиарды песо (в ценах декабря 1990 г.)

Темп роста, %

1981

68,24

-

1982

212,73

211,8

1983

385,18

81,0

1984

507,12

31,7

1985

698,58

37,8

1986

916,31

31,2

1987

1.121,11

22,4

1988

1.377,91

22,9

1989

1.699,32

23,3

1990

2.249,44

32,4

* - данные приведены с учетом индекса инфляции ИДН
Источник: Главная инспекция КУПФ

Накопления пенсионного фонда постепенно достигли значительных размеров. Принимая в качестве эталона сравнения сумму накоплений на декабрь 1990 г., интересно заметить, что ее величина составляла 130% срочных вкладов частного сектора, 553% объема денежной массы (М1) и 40% самого крупного из денежных агрегатов (М7).

2. Перспективы пенсионного фонда

Оценивая различные показатели фонда, важно подчеркнуть потенциальное воздействие пенсионного фонда на экономику страны в ближайшие годы (принимая во внимание ожидаемую норму накопления).

В соответствии с исходными данными, опубликованными несколько лет назад [А. Иглесиас, А. Эчеверриа и П. Лопес "Перспективы развития пенсионного" в книге "Анализ страхования в Чили" (Сантьяго, Центр общественных исследований, 1986)] (эти данные были должным образом пересчитаны в соответствии с настоящим временем), пенсионный фонд значительно вырастет в течение ближайших лет. Ожидаемые показатели представлены в таблице 2.10. [Эти показатели являются одним из прогнозируемых вариантов, представленных в упомянутой работе. Хотя цифры могут меняться в зависимости от экономической ситуации, общая тенденция вряд ли сильно изменится.]

Прогнозируемые темпы прироста капитала пенсионного фонда являются высокими и превышают ожидаемый рост других макроэкономических показателей. Это и позволяет прогнозировать возрастающее значение пенсионного фонда в экономике Чили, что должно быть использовано для дальнейшего экономического развития страны. Для этого необходимо продолжить политику вложения большей части накопленных сбережений в виде инвестиций в частный сектор.

Таблица 2.10. Прогноз динамики накоплений Пенсионного фонда*

Годы

Миллиарды песо

Изменения в %

1992

2.997,38

14,95

1993

3.418,81

14,06

1995

4.356,94

12,51

1996

4.866,26

11,69

1997

5.411,26

11,20

1998

5.984,88

10,60

2000

7.228,52

9,70

* - накопленные фонды для работающих вкладчиков, не достигших 65 лет
Источник: А. Иглесиас, А. Эчеверриа и П. Лопес, цитируемая работа. Цифры пересчитаны на курс песо по состоянию на июнь 1990 г.

3. Вложения средств пенсионного фонда

Средства, накопленные пенсионным фондом, должны вкладываться в соответствии с установленными законом нормами. Цель, которую преследуют фонды при осуществлении инвестиционной политики, состоит в том, чтобы обеспечить рентабельность и надежность вкладов застрахованных.

Законодательные нормы, регулирующие вложения средств пенсионных фондов, предусматривают ограничения как на тип финансового инструмента, так и на эмитента. Если речь идет о ценных бумагах, выпускаемых предприятиями, требуется также, чтобы были выполнены и другие необходимые условия, среди которых особо выделяется требование разукрупнения собственности.

Кроме того, существует Комиссия классификации рисков, которая, как указано в ее названии, сортирует документы по различным категориям риска, создавая механизм контроля, являющийся составной частью предусмотренного процесса государственного регулирования.

В таблице 2.11 показан рост портфеля ценных бумаг пенсионного фонда по видам документов.

Таблица 2.11. Рост портфеля ценных бумаг пенсионного фонда с классификацией по документам
(в % от общего числа)*

1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990
Государственные обязательства
28,1 26,0 44,5 42,1 42,6 46,6 41,5 35,4 41,8 41,1
Ипотечные векселя
9,4 46,8 50,7 42,9 35,2 25,5 21,4 20,6 19,6 16,1
Вклады финансовой системы
61,9 26,6 2,7 12,8 20,8 23,2 28,3 29,5 17,6 17,4
Чеки и обязательства
0,6 0,6 2,1 2,2 1,5 0,9 2,6 6,4 10,0 11,1
Акции
- - - - - 3,8 6,2 8,1 11,0 11,3
Итого
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* - данные приведены по состоянию на декабрь каждого года
Источник: Главная инспекция КУПФ

Представленные данные весьма показательны и свидетельствуют о возрастающей концентрации средств пенсионного фонда в государственных бумагах. Начиная с 1983 г. на них приходится более 40% общей суммы. Также намечается тенденция к повышению сумм инвестиций в акциях и ценных бумагах предприятий. Акции впервые были приобретены еще в 1985 г. на незначительную сумму и, начиная с 1986 г., эта тенденция набирает силу.

Следует остановиться на некоторых аспектах вышесказанного.

Во-первых, с точки зрения перспектив риска не совсем ясно, действительно ли большая концентрация средств пенсионного фонда в государственных бумагах повышает надежность вкладов. Можно опасаться, что в действительности дело обстоит как раз наоборот, то есть подобная концентрация представляет собой слишком большой риск. В этом смысле прекрасным показателем служит тот факт, что закон " 18.964 снизил предельный объем вложений в государственные бумаги с 50% до 45% от накоплений фонда.

Во-вторых, с точки зрения оценки перспектив развития и влияния, которое накопленные фонды могли бы оказывать на всю экономику, видно, что как из-за ограничений, налагаемых законом на направления вложений, так и из-за недостаточности предложения ценных бумаг со стороны частного сектора, этот эффективный источник средств в должной степени не используется.

В связи с этим было бы желательно пересмотреть законодательство в области инвестиций пенсионного фонда с целью предусмотреть возможность вложения накопленных средств в другие виды ценных бумаг. Тем самым фонд мог бы стать важным источником финансирования проектов в частном секторе. Недавние изменения в законодательстве в этой области представляют собой шаг в нужном направлении, поскольку снижают степень раздробленности собственности страховых предприятий, что необходимо для того, чтобы иметь возможность приобретать акции на средства пенсионного фонда, и открывают новые возможности вложения средств в ценные бумаги, выпускаемые частным сектором.

4. Рентабельность пенсионного фонда и лицевых счетов

В первые годы функционирования новой системы рентабельность пенсионного фонда была высокой. Динамика этого показателя представлена в таблице 2.12.

Таблица 2.12. Рентабельность пенсионного фонда
(реальные среднегодовые величины)*

Годы

Процент рентабельности

1981

21,36

1982

28,48

1983

21,26

1984

3,56

1985

13,42

1986

12,29

1987

5,41

1988

6,48

1989

6,92

1990

15,64

* - соответствует среднегодовой рентабельности, пересчитанной с учетом индекса инфляции посредством изменения UF за данный период
Источник: расчеты автора на основе исходных данных Главной инспекции КУПФ

Для того чтобы дать правильную оценку представленным данным, необходимо указать, что расчеты средств пенсионного фонда частично производятся на основе рыночных цен на различные ценные бумаги, в связи с чем на расчетную величину этих средств влияют как различные уровни процентов прибыли, так и их колебания.

Таблица 2.12 показывает, что в начале имел место период с высокими процентами рентабельности, а затем рентабельность стала зависеть от изменений конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Средняя рентабельность за период с 1981 по 1990 гг. в реальном исчислении составила 13,5%, что может считаться высоким процентом с точки зрения долгосрочного развития.

Рентабельность реальных лицевых счетов представлена в таблице 2.13. Поскольку ежемесячные комиссионные, взимаемые КУПФ со своих членов, перечисляются с их вкладов в пенсионный фонд, рентабельность лицевых счетов отличается от рентабельности пенсионного фонда. Действительно, в связи с тем, что данный вид сборов КУПФ со своих клиентов представляет собой твердо фиксируемую сумму в песо, это в большей степени ущемляет группы с более низкими доходами. В обратном направлении (вплоть до отмены) действовало положение о комиссионных в виде процента от накопленного остатка: оно предполагало взимание тем большей суммы денег, чем больше был остаток на лицевом счете, что, как правило, отражало более высокие доходы вкладчика.

Таблица 2.13. Рентабельность лицевых счетов
Среднемесячная рентабельность в пересчете на год*
(период: с июня 1981 по декабрь 1990 г.)

Облагаемые налогом доходы

Реальная годовая рентабельность, %

25.000

5,9

40.000

8,1

70.000

9,3

120.000

9,8

200.000

10,2

300.000

10,3

* - соответствует среднемесячной рентабельности, соотнесенной с годовым периодом и пересчитанной с учетом индекса инфляции с помощью среднегодового индекса ИДН (декабрь к декабрю предыдущего года)
Источник: расчеты автора на основе исходных данных Главной инспекции КУПФ.

Представленные цифры ясно показывают, что рентабельность лицевых счетов с тех пор как начала функционировать новая система и до декабря 1990 г., была ниже рентабельности пенсионного фонда за тот же самый период.

В то же время можно оценить разницу в рентабельности лицевых счетов, соответствующих различным размерам доходов, подлежащих налогообложению. Несмотря на то, что отмеченные различия довольно значительны (отчасти это связано с тем, что в первые годы функционирования системы в нее переходили лица с более высоким уровнем доходов), со временем эта дифференциация стала уменьшаться по двум причинам. С одной стороны, снижение фиксированных ежемесячных комиссионных в песо привело к тому, что эти сборы в относительно меньшей степени затрагивают интересы застрахованных с более низкими доходами. С другой стороны, по мере накопления на лицевых счетах все более значительных сумм, более высокие комиссионные -- пока они существовали -- брались с более высоких доходов, подлежащих обложению налогом [это достаточно ясно прослеживается в таблице 2.4]. Отмена комиссионных в форме процента от накопленного остатка, и то, что фиксированные комиссионные на сегодняшний день в три раза меньше их первоначальной величины, позволяет сделать вывод о том, что различия в рентабельности должны уменьшиться.

Пользователи новой системы страхования

1. Современное состояние

Данные о росте числа пользователей новой страховой системы, получающих со дня ее создания различные виды пенсий, приведены в таблице 2.14.

Таблица 2.14. Рост числа пользователей новой страховой системы
(на декабрь каждого года)

Вид пенсии

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990*

По старости

-

393

1.730

2.647

4.835

7.980

12.980

19.952

24.168

По инвалидности

791

2.272

4.058

5.729

7.979

10.620

12.786

14.388

15.025

Вдовам

1.108

2.521

4.340

5.872

7.740

9.797

11.506

13.512

15.545

Сиротам

2.566

5.821

9.665

11.768

14.539

16.847

18.669

20.547

20.724

Итого

4.465

11.007

19.793

26.016

35.093

45.244

55.941

68.399

75.462

* - на июнь 1990 г.
Источник: Главная инспекция КУПФ

Легко заметить, что вначале наибольшие значения соответствовали пенсиям по инвалидности и при потере кормильца. Действительно, тем, кто был близок к пенсионному возрасту в момент создания новой пенсионной системы, было невыгодно переходить на нее, поскольку период капитализации их взносов был бы очень коротким. Кроме того, в самом начале существовало положение, запрещавшее страхование для получения пенсии по старости без предварительного пятилетнего периода внесения взносов в эту систему [Декрет-закон " 3.500, временная статья 2 (1980), упраздненная законом " 18.208 (1983)]. Однако число пенсионеров, получавших пенсии по старости, возрастало в среднем более высокими темпами, чем получавших другие виды пенсионного обеспечения. Действительно, если в 1983 г. число таких пенсионеров достигало 3,2% общего числа пенсионеров в новой системе, к июню 1990 г. оно составило уже 32,0%.

2. Перспективы

Ожидаемое число пенсионеров по старости, которые выйдут на пенсию до 2000 г., приведено в таблице 2.15. Их численность приблизится к 130.000 (не считая вышедших на пенсию досрочно), что свидетельствует о том, что система находится в развитии. [Для сравнения следует обратить внимание на то, что в 1985 г. в старой системе продолжали получать пенсии по старости и за выслугу лет 430 тысяч пенсионеров, не считая членов касс Обороны и Карабинеров.]

Таблица 2.15. Ожидаемая численность пенсионеров по старости в новой системе страхования

Годы

Численность пенсионеров, чел.

1991

35.303

1992

42.929

1993

51.402

1994

60.298

1995

70.183

1996

81.476

1997

93.014

1998

105.264

1999

118.653

2000

132.897

Источник: данные заимствованы из исследования С. Баэсы и А. Самонетти: "Пять лет функционирования новой страховой системы", опубликованного в книге "Анализ страхования в Чили" (Analisis de la Prevision en Chile. Santiago, 1986).

Пенсии, выплачиваемые по новой системе

1. Современное состояние

Несмотря на то, что число пенсионеров, получающих пенсии, предоставляемые по новой системе, все еще невелико, и к тому же пенсии по старости составляют очень небольшой процент от общего числа пенсий, для анализа ситуации целесообразно сравнить средние размеры пенсий, выплачиваемых в настоящее время. Последние данные, поступившие в наше распоряжение, относятся к 1989 г. и представлены в таблице 2.16.

Таблица 2.16. Средние размеры пенсий, выплачиваемых по новой системе пенсионного обеспечения
(декабрь 1989 г.)

Тип пенсии Число пенсионеров Средняя величина пенсии (в песо)
По старости:
- пожизненная рента 7.496 43.379
- запрограммированное снятие со счета 12.456 20.099
По инвалидности 14.388 50.249
Вдовам 13.512 14.783
Сиротам 20.547 4.473

Источник: Главная инспекция КУПФ

Следует отметить, что небольшая часть выплачиваемых пенсий (71%) приходится на пенсии по инвалидности или пенсии при потере кормильца. Лица, обратившиеся за пенсией по инвалидности, получают ее в размере не менее 70% среднего налогооблагаемого дохода, полученного ими за последние двенадцать месяцев с соответствующей индексацией. Что касается пенсий при потере кормильца (вдовам и сиротам), закон предусматривает их размеры, соответствующие частям дохода, покрываемого страховкой. [Статья 78 Декрета-закона " 3.500 (1980). В основном устанавливается 50% для оставшегося в живых супруга и 15% на каждого ребенка.] Кроме того, установленный порядок расчета страхуемого (базового) дохода автоматически привел к тому, что пенсии этого вида значительно превосходят средние уровни пенсий по старой системе. [Законом " 18.646 (1987) были внесены поправки в связи с некоторыми неясностями в отношении данного пункта и изменен порядок расчета базового дохода. По новым правилам величина налогооблагаемого дохода определяется как средняя за последние десять лет. Этим же законом на лиц, не имеющих работы в течение года по истечении трудового контракта, были распространены страховые выплаты по инвалидности и при потере кормильца в размере до 50% базового дохода.]

Пенсии по старости частично финансируются посредством зачета взносов в старую пенсионную систему, если подтверждается право застрахованного на этот зачет, или исключительно по остатку на лицевом счете, если у него отсутствует таковое право. [В случае пенсий по старости, выплачиваемых по модели "запрограммированного снятия со счета", правом на зачет предыдущих взносов обладают около 50% пенсионеров.] Поэтому этот тип пенсий в настоящее время не является показательным для новой пенсионной системы.

2. Перспективы пенсионного обслуживания по новой системе

В данном разделе речь пойдет о планируемых размерах пенсий по старости, которые смогут получать застрахованные, платившие взносы в новую пенсионную систему на протяжении всей своей трудовой деятельности. [Фактический размер пенсий по старости в ближайшие два-три десятилетия будет отличаться от рассчитанного в данном разделе в связи с тем, что новая пенсионная система возникла в 1981 г., а до этого застрахованные осуществляли свои платежи в старую пенсионную систему. При переходе застрахованного из старой системы в новую его прежние выплаты засчитывались по определенным правилам, о чем будет сказано в следующем разделе. -- Прим. ред.]

Для определения размера пенсий в новой пенсионной системе следует проанализировать различные ситуации с разными уровнями налогооблагаемых доходов, различным возрастом на момент начала трудовой деятельности (18 и 25 лет) и различным семейным положением на момент выхода на пенсию по старости (с супругом или без супруга). [В тех случаях, когда предполагается выход на пенсию застрахованного, имеющего супругу, нами было принято при расчетах, что супруга моложе его на пять лет. Чем моложе супруг или супруга, тем меньше будет размер ожидаемой пенсии.] Возрастом выхода на пенсию во всех случаях считается 65 лет; рассматриваются только пенсии по модели "пожизненной ренты". [Не рассматриваются случаи оформления пенсий по модели "запрограммированного снятия со счета", так как эти модели сильно отличаются друг от друга. Тем не менее, следует отметить, что величина пенсий в течение первого года в обоих случаях совпадает.]

Расчет ожидаемого размера пенсий основывается на следующих предпосылках:

  1. С момента начала трудовой деятельности и до 50 лет налогооблагаемый доход за работу по найму возрастает на два процента в год в реальном исчислении. С этого момента и до достижения пенсионного возраста (65 лет) реальная величина налогооблагаемого дохода сохраняется постоянной.
  2. Ставка пенсионных взносов равна 10% налогооблагаемого дохода.
  3. Фиксированные ежемесячные комиссионные равны 190,4 песо (средняя величина по системе на июнь 1990 г.).
  4. Годовая рентабельность пенсионного фонда составляет 5% в реальном исчислении.
  5. Ставка отчислений, используемая для расчета пожизненной ренты, которую плательщик фонда может получить посредством накопленных сбережений на своем лицевом счете, равна 5%.

Приводимые расчеты основываются на действующих нормативах комиссионных. Закон " 18.646 отменил с 1 января 1988 г. процентные комиссионные, начисляемые на накопленные остатки, и предоставил полномочия КУПФ решать вопрос о дополнительном взносе, направляемом на ее финансирование, который включает выплаты страховой премии по инвалидности и при потере кормильца. В окончательном виде существующая структура комиссионных включает ежемесячные фиксированные комиссионные, отчисляемые с остатка, накопленного на лицевом счете застрахованного, и дополнительный взнос с налогооблагаемых доходов, поступающий на лицевой счет. Этот дополнительный взнос снимается с лицевого счета в виде процентных комиссионных на депозит.

Результаты расчетов представлены в таблицах 2.17 и 2.18.

Таблица 2.17. Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе
(Вариант 1. Вкладчик начал делать взносы в 18 лет)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

29.816

25.330

119,3

101,3

40.000

49.831

42.332

124,6

105,8

70.000

89.860

76.338

128,4

109,1

120.000

156.576

133.014

130,5

110,8

220.000

290.007

246.367

131,8

112,0

300.000

369.752

337.048

132,3

112,3

Таблица 2.18.

Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе
(Вариант 2. Вкладчик начал делать взносы в 25 лет)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

22.593

19.194

90,4

76,8

40.000

37.594

31.937

94,0

79,8

70.000

67.595

57.423

96,6

82,0

120.000

117.598

99.902

98,0

83,3

220.000

217.602

184.857

98,9

84,0

300.000

297.605

252.821

99,2

84,3

Ниже охарактеризован ряд главных аспектов, на которые следует обратить внимание:

  1. Цифры свидетельствуют о значительном различии в уровне начисляемых пенсий в зависимости от возраста, с которого застрахованный начал делать взносы. Тем не менее, даже в самом неблагоприятном из рассмотренных случаев планируемая пенсия составляет 76,8% от последнего облагаемого налогом дохода.
  2. Необходимо иметь в виду, что чем меньше налогооблагаемые доходы, тем ниже относительная величина пенсии (исчисленная в процентах от дохода). Это происходит потому, что при стабильной величине комиссионных отчислений рентабельность лицевых счетов с меньшими налогооблагаемыми доходами становится меньше.
  3. Приведенные данные соответствуют ожидаемым пенсиям, которые могут сильно меняться при изменении любого из параметров, учитываемых при расчетах. В частности, необходимо отметить, что процент рентабельности, принятый нами для пенсионного фонда в качестве долгосрочного показателя, значительно ниже средней величины, зафиксированной для периода 1981--1990 гг. (13,5%). Это накладывает соответствующий отпечаток на результаты расчетов.
  4. Индекс, на который также необходимо обратить внимание (т. к. он прямо влияет на результаты расчетов) -- индекс безработицы. Поскольку периоды, в которые застрахованный не платит взносы, означает отсутствие накоплений на лицевом счете, это приводит к сокращению величины пенсии.

Расчетные величины пенсий, представленные в таблицах 2.17 и 2.18, составлены для случаев, когда застрахованный не прерывает уплату взносов с момента начала своей трудовой деятельности до 65 лет. Для более точного анализа ожидаемых величин пенсий в таблицах 2.19 и 2.20 приведены данные, относящиеся к случаям, когда застрахованный регулярно делал взносы в пенсионный фонд в течение года, равного 93% всей трудовой деятельности. Другими словами, среднее значение индекса отсутствия работы (безработицы) для каждого застрахованного принимается равным 7% всего периода его трудовой деятельности. Это означает, что если работник начал платить взносы в возрасте 18 и 25 лет, то без работы или без возможности делать взносы он провел соответственно 3,3 и 2,8 года.

Таблица 2.19. Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе
(Вариант 3. Вкладчик начал делать взносы в 18 лет; средний период отсутствия работы за весь платежный период равен 7%)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

27.729

23.557

110,9

94,2

40.000

46.343

39.369

115,9

98,4

70.000

83.570

70.994

119,4

101,4

120.000

145.616

123.703

121,3

103,1

220.000

269.707

229.121

122,6

104,1

300.000

368.979

313.455

123,0

104,5

Таблица 2.20.

Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе
(Вариант 4. Вкладчик начал делать взносы в 25 лет; средний период отсутствия работы за весь платежный период равен 7%)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

21.011

17.850

84,0

71,4

40.000

34.962

29.701

87,4

74,3

70.000

62.863

53.403

89,8

76,3

120.000

109.366

92.909

91,1

77,4

220.000

202.370

171.917

92,0

78,1

300.000

276.773

235.124

92,3

78,4

3. Перспективы на 2000 год

Величина пенсий, рассчитанная в предыдущим разделе, действительна только для будущих пенсионеров, которые в течение всей своей активной трудовой жизни будут платить взносы в новую пенсионную систему и которые начали свою трудовую деятельность в мае 1981 г. или позже.

Если в качестве примера мы возьмем тех, кто выйдет на пенсию в 2000 г., то окажется, что они выплачивали взносы в новую пенсионную систему только в течение некоторого периода своей трудовой деятельности -- 18,5 лет, если они вступили в КУПФ в середине 1981 г., а весь предыдущий период -- 21,5 или 28,5 лет (в зависимости от того, когда они начали вносить взносы в пенсионный фонд, -- в 18 или в 25 лет) они платили в старую пенсионную систему. Это означает, что пенсии, которые они получат по достижении соответствующего возраста, будут включать в себя выплаты, предоставляемые механизмом индивидуальных накоплений лишь за период уплаты взносов по новой системе [этот срок в лучшем случае достигает 46%], а применительно к предшествующему периоду расчет будет производиться исходя из величины зачтенных предыдущих взносов.

Расчет пенсий 2000 г. произведен по тем же параметрам, что и в предыдущем разделе, то есть в зависимости от уровня налогооблагаемого дохода, возраста начала трудовой деятельности, семейного положения к моменту выхода на пенсию по старости, пенсионного возраста и среднего процента пребывания вне работы по отношению ко всему периоду трудовой деятельности. Кроме того, эти же общие принципы использовались для расчета размеров накоплений на лицевых счетах.

Итак, пенсии рассчитываются следующим образом. По новой пенсионной системе взносы, поступающие на лицевой счет застрахованного, начиная с 1981 г., капитализируются (предварительно вычитаются комиссионные сборы) и, таким образом, к 2000 г. накапливаются некоторые средства. Платежи, которые вносились по старой системе, засчитываются в качестве учтенных предыдущих взносов, причем расчет основывается на двенадцати последних налогооблагаемых доходах, полученных до июня 1979 г. (с соответствующей индексацией), и эта зачтенная сумма капитализируется с реальной 4-процентной годовой прибылью, начиная с 1981 г. [Сумма зачтенных взносов для пенсионеров-мужчин вычисляется по следующей формуле: В = 8,28 * Д * Г * 12 / 35, где Д равно средней величине двенадцати предыдущих (до июня 1979 г.) облагаемых налогом доходов, соответственным образом индексированных, а Г обозначает число лет, в течение которых взносы выплачивались по старой пенсионной системе. Следует отметить, что, несмотря на наличие других методов расчета зачтенных предыдущих взносов, мы остановились на этом из-за его более общего характера.] Индивидуальные накопления на 2000 г. и средства, начисленные на лицевой счет к началу 1981 г., складываются в одну сумму, составляющую основу для начисления пенсии.

При расчете среднеарифметической величины двенадцати последних налогооблагаемых доходов до июня 1979 г. было учтено, что законодательством установлен верхний предел ежемесячных доходов, выплаты с которых засчитывались при определении суммы зачтенных предыдущих взносов (выплаты с той части доходов, которая превышала этот предел, не учитывались).

Полученные результаты приводятся в таблицах 2.21--2.24.

Таблица 2.21. Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе в 2000 г.
(Вариант 1. Вкладчик начал делать взносы в 18 лет)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

35.868

30.471

143,5

121,9

40.000

57.876

49.167

144,7

122,9

70.000

101.892

86.559

145,6

123,7

120.000

175.250

148.878

146,0

124,1

220.000

206.351

175.299

93,8

79,7

Источник: рассчитано автором

Таблица 2.22. Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе в 2000 г.
(Вариант 2. Вкладчик начал делать взносы в 25 лет)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

40.000

46.527

39.526

116,3

98,8

70.000

81.870

69.550

117,0

99,4

120.000

140.778

119.593

117,3

99,7

220.000

171.878

146.013

78,1

66,4

300.000

196.758

167.149

65,6

55,7

Источник: рассчитано автором

Таблица 2.23. Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе в 2000 г.
(Вариант 3. Вкладчик начал делать взносы в 18 лет; средний период отсутствия работы за весь платежный период равен 7%)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

33.555

28.505

134,2

114,0

40.000

52.388

44.506

130,9

111,2

70.000

91.689

77.892

130,9

111,2

120.000

157.735

133.999

131,4

111,6

220.000

181.213

153.943

82,3

69,6

300.000

206.529

175.451

68,8

58,4

Источник: рассчитано автором

Таблица 2.24. Размеры прогнозируемых пенсий, начисляемых по новой системе в 2000 г.
(Вариант 4. Вкладчик начал делать взносы в 25 лет; средний период отсутствия работы за весь платежный период равен 7%)

Доходы, получаемые к моменту выхода на пенсию (в песо)

Величина пенсий (в песо)

Величина пенсий (в % от налогооблагаемых доходов)

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

Вкладчик без супруги

Вкладчик с супругой

25.000

26.835

22.797

107,3

91,1

40.000

43.270

36.759

108,1

91,8

70.000

76.139

64.681

108,7

92,4

120.000

130.923

111.221

109,1

92,6

220.000

159.846

135.792

72,6

61,7

300.000

182.984

155.448

60,9

51,8

Источник: рассчитано автором

Сравнивая расчетные величины пенсий 2000 г. с пенсиями, рассчитанными в предыдущем разделе, можно убедиться, что в большинстве случаев в выигрышном положении оказываются вкладчики, накопления которых частично образованы за счет зачтенных предыдущих взносов. Это объясняется тем, что для расчетов зачтенных взносов принимаются во внимание лишь 12 последних налогооблагаемых доходов до июня 1979 г., тогда как в типичном случае величина более ранних взносов была меньше, так как были меньшими трудовые доходы. Этот эффект не наблюдается у пенсионеров, налогооблагаемые доходы которых на момент выхода на пенсию превышали предел, предусмотренный для расчета зачтенных взносов. В этом случае возникает обратная ситуация, так как в счет облагаемых доходов вносятся более низкие суммы, чем те, которые застрахованный фактически платил в качестве взносов.

Важно подчеркнуть, что благоприятные результаты, полученные при расчете пенсий с использованием зачтенных взносов, связаны с предположением о 2%-ном годовом приросте реальной величины налогооблагаемого дохода застрахованного с момента начала трудовой деятельности до 50 лет. При отсутствии такого прироста и неизменности доходов в течение всего периода выплат пенсионных взносов процедура зачисления предыдущих взносов приносила бы убытки застрахованному.

Выводы

Новая пенсионная система, начавшая действовать в стране с 1981 г., радикально отличалась от предшествовавшей. Новая схема, основанная на капитализации личных взносов, пыталась завоевать приверженцев путем конкуренции между КУПФ и предоставления застрахованным свободы выбирать ту модель пенсионного обеспечения, которая предоставляет наиболее высокие пенсии при наименьших затратах и при более качественном обслуживании.

При анализе новой пенсионной системы следует обратить внимание на следующее:

В составе взносов, выплачиваемых застрахованным в пенсионный фонд, предусмотрены фиксированные ежемесячные комиссионные. Эти комиссионные, выраженные в единицах постоянной покупательной способности UF, снизились на 70% за период с декабря 1981 г. по декабрь 1990 г. Процентные комиссионные на накопленный остаток также уменьшились к 1987 г.

Базовые ставки взносов, установленные законом, не подвергались никаким изменениям за весь период существования новой пенсионной системы. За период 1981--1984 гг. произошел существенный рост дополнительных взносов, связанный с увеличением ставки из-за тяжести инвалидности. Кроме того, начиная с 1988 г. ставка дополнительных взносов включает в себя средства, которые до того времени входили в сумму комиссионных на накопленные остатки. Тем не менее, сравнивая дополнительные взносы за период с декабря 1984 г. по июнь 1990 г., можно заметить, что произошло их снижение на 12,3%.

Два предыдущих положения показывают, что после запуска новой системы пенсионного обеспечения капитализация доходов и конкуренция между КУФП способствовали снижению затрат застрахованных.

Поскольку ставка фиксированных ежемесячных комиссионных не зависит от величины налогооблагаемых доходов, удельный вес этого вида затрат для застрахованных с более низкими доходами является более высоким. Однако эта разница значительно снизилась за последнее время в результате имевшего место снижения ставок фиксированных ежемесячных комиссионных.

Кривая удельных (в расчете на одного застрахованного) издержек, связанных с работой КУПФ, стремительно снижалась в 1982--1987 гг., что свидетельствует об укреплении новой системы и является следствием значительной экономии в некоторых статьях расходов. В 1988 г. затраты вновь несколько возросли, что связано с рядом изменений в законодательстве. В настоящее время вновь отмечается тенденция к снижению удельных затрат.

Статистические данные демонстрируют высокую рентабельность пенсионного фонда, которая в 1981--1990 гг. в среднем составляла 13,5% в реальном исчислении. Рентабельность личных счетов, которая отличается от вышеприведенной из-за комиссионных сборов, в 1981--1990 гг. составляла 5,9% в реальном выражении для низких доходов (25.000 песо) и 10,3% для высоких доходов (в 300.000 песо). Несмотря на различия, которые в настоящее время значительно снижаются, процент роста накоплений продолжает оставаться высоким, даже превышая запланированный изначально при создании системы.

В инвестициях пенсионного фонда доля государственных ценных бумаг пока остается значительной (в инвестициях 1990 г. она достигла 40%). С точки зрения перспективной оценки риска остается неясным, является ли оптимальной столь высокая концентрация вложений, и не лучше ли сделать структуру вложений более диверсифицированной. Рассматривая этот вопрос с точки зрения потенциального воздействия накопленного капитала пенсионных фондов на экономику в целом, следует иметь в виду, что в результате правовых ограничений этот чрезвычайно богатый источник средств, пригодных для вложения в частный сектор, остается невостребованным. Такое положение складывается, несмотря на то, что частный сектор испытывает острую потребность в инвестициях.

Наконец, нужно отметить, что говоря о пенсиях, выплачиваемых по новой системе, необходимо разделять сегодняшние фактические выплаты и выплаты в предстоящем долгосрочном периоде.

Сейчас, когда значительный процент пенсий приходится на пенсии по инвалидности, пособия вдовам и сиротам, выплачиваемые в форме погашения соответствующих страховых полисов, средние размеры пенсий намного превышают средние размеры пенсий по старой пенсионной системе. Минимальные пенсии во многих случаях равны 70% среднего налогооблагаемого дохода, полученного за последние двенадцать месяцев и соответственно индексированного. В тех случаях, когда пенсии выплачиваются по модели "запрограммированного снятия со счета" (это относится к тем застрахованным, которые не платили взносы в момент получения увечья или прекратили выплаты за двенадцать месяцев до него и на которых поэтому не распространяется страховка), финансирование этих пенсий осуществляется через накопленные на лицевых счетах остатки плюс соответствующая учтенная сумма предыдущих взносов. Поскольку такое финансирование является более распространенным среди людей, получивших увечье в последнее время, т. к. система индивидуальной капитализации действует только с 1981 г., в конце концов, получаемые пенсии косвенно характеризуют сумму, накопленную вкладчиками в старой пенсионной системе. Поэтому не следует удивляться тому, что эти пенсии значительно ниже, чем получаемые по страховке в связи с инвалидностью, а также чем пособия вдовам и сиротам.

Долгосрочные пенсионные расчеты для потенциальных пенсионеров, выплачивающих взносы по новой системе в течение всего периода трудовой деятельности, показывают, что величина их будущих пенсий намного превосходит пенсии, которые они могли бы получить в рамках старой пенсионной системы.

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019