27 август 2020
Либертариум Либертариум

Кокуренция и организованные рынки

аннотация

Необходимость соорганизации участников рынка ценных бумаг страны сегодня уже не просто ощущается всеми, а начинает проявляться в конкретных действиях. Нет недостатка в ассоциациях биржевиков и брокеров, активно работают в этом направлении и государственные чиновники. Многие усилия в этом направлении представляются весьма своевременными и разумными. Но, увы, часто в этой деятельности проявляется обычная ошибка нерыночного мышления: решения экспертной группы одной из ассоциаций или зафиксированные в подготовленном чиновником и подписанном на самом верхнем уровне Указе будут с необходимостью протиражированы в масштабах всей России. Парадокс -- тоталитаризм может неожиданно проявиться и в эпицентре рыночного строительства. А ведь многие ошибки навязываемых "единых" решений будут просто не видны -- не с чем будет сравнивать. Действительно, как критиковать гужевой транспорт, если автомобили и самолеты неизвестны, а их разработка запрещена!

Похоже, что рынок ценных бумаг нашей страны может направиться не по эффективному пути, когда на рынке рыночной инфраструктуры (простите за каламбур) побеждают эффективные стандарты, воплощенные в конкурентоспособных системах (стандарты "де-факто"), а пойдет по давно привычному для нашей еще не рыночной страны пути -- победят стандарты чиновника, занимающего более высокую позицию или имеющего более сильное лобби.

А между тем, конкуренция в области инфраструктуры только-только начинается. Например, на выставке "Биржевые и банковские системы-94" было представлено 12 депозитарных программ! Это остановило тенденцию повышения цен на эти программы и заставило многих участников за ту же цену предлагать много более сложные разработки. Те, кто ошибся на предыдущем этапе (например, поставщики трансферт-агентских систем) не присутствовали на выставке -- наш рынок их не принял. И это все возможно только благодаря отсутствию на сегодняшний момент жесткого государственного регулирования этой сферы. При сохранении такого развития событий, примерно через год появились бы очень строгие, эффективные и обязательные к применению стандарты де-факто. Это принесло бы успех одним, а другие фирмы-разработчики этих стандартов и технологий вынуждены были бы уйти с рынка, если бы допустили промахи в этой работе. К чиновникам и их экспертам это, увы, не относится.

По определению Б.Г.Федорова (англо-русский толковый словарь валютно-кредитных терминов; М., Финансы и статистика, 1992г.) под рынком "в узком смысле" можно понимать: "1) организованная или неформальная система торговли товарами или финансовыми инструментами на основе четких правил; 2) рыночные цены, состояние конъюнктуры; 3) рыночная цена; 4) основные участники финансового рынка: дилеры, торгующие за свой счет; 5) физическое место торговли;".

Как же иметь в стране рынок ценных бумаг, инфраструктура которого эффективно развивается на основе конкуренции? Ответ на этот вопрос дает концепция организованных рынков. Вот один из вариантов институализации организованных рынков, зафиксированный в Проекте "Закона РФ о ценных бумагах и фондовых биржах" Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ:

1. Профессиональные участники рынка и иные лица могут создавать ассоциации и союзы, а также заключать договора о сотрудничестве и совместной деятельности с целью поддержания высоких профессиональных стандартов деятельности, защиты интересов инвесторов, создания инфраструктуры рынка и иных связанных с их профессиональной деятельностью целей. Ассоциации и союзы могут создаваться в различных формах, как с образованием юридического лица, так и без.

2. Организованными рынками могут признаваться профессиональные ассоциации и союзы, а также связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка, обладающие следующими признаками:

  • наличие правил вступления (приобретения членства) в ассоциацию, союз или сообщество;
  • наличие установленных правил осуществления сделок между субъектами и правил расчетов по сделкам;
  • обращенное к широкой публике предложение услуг по заключению сделок в рамках ассоциации, союза или сообщества от лица его самого или от лица его членов;
  • наличие среди членов более двух профессиональных участников рынка.

3. Организованные рынки подлежат регистрации в установленных настоящим Законом государственных регистрирующих органах.

4. Государственной регистрации подлежат правила и регламенты:

  • допуска субъектов на организованный рынок;
  • осуществления сделок между членами организованного рынка;
  • расчетов по совершенным сделкам;
  • оказания членами организованного рынка услуг лицам, не являющимся членами организованного рынка.

Документы для государственной регистрации передаются представителями членов организованного рынка до начала осуществления ими деятельности на этом рынке.

Отказа в регистрации правил и регламентов деятельности организованного рынка не допускается.

5. Условием начала деятельности на прошедшем государственную регистрацию организованном рынке является опубликование в средствах массовой информации правил и регламентов, зарегистрированных в государственных регистрирующих органах.

6. Государственный орган, ответственный за регистрацию организованных рынков, вправе приостановить государственную регистрацию только в случае установления несоответствия применяемых на соответствующем организованном рынке правил и процедур правилам и процедурам, заявленным при государственной регистрации организованного рынка.

7. Регистрирующий орган регулярно, не реже одного раза в месяц, публикует в периодической печати реестр зарегистрированных организованных рынков.

Регистрирующий орган регулярно, не реже одного раза в месяц, публикует в периодической печати реестр организованных рынков, регистрация которых приостановлена.

Регистрирующий орган обязан предоставлять в печатном виде всю предоставленную для регистрации организованных рынков информацию по первому требованию любому лицу за цену, не превышающую цену копирования и доставки этой информации.

8. Биржей признается организованный рынок, все члены которого обладают равными правами при определении правил и регламентов деятельности, оговоренных в пункте 2.

Техническое совершенство организованных рынков достигается двумя уровнями конкуренции.

Во-первых, конкурируют между собой сами организованные рынки, предлагая более и менее дорогие услуги, большую и меньшую степень риска неисполнения сделки, большую и меньшую ликвидность, большее и меньшее число дополнительных сервисов, более и менее сложные и понятные правила, большее и меньшее количество потенциальных продавцов и покупателей и т.д.

Во-вторых, конкурируют между собой поставщики технологий для организованных рынков, поставляя различные подсистемы, удовлетворяющие и не удовлетворяющие требованиям производительности, надежности, секретности, сопровождаемости, соответствия стандартам и т.д.

Технологически организованный рынок состоит из подсистем, сегодня функционирующих, за некоторыми исключениями, как отдельные независимые системы различных поставщиков. Это подсистемы поддержания счетов участников организованного рынка (регистрация прав собственности); поддержание бухгалтерского плана счетов (депозитарного, денежного, страхового, пенсионного, валютного учета); торговли (спрос, предложение, сверка, исполнение -- поставка против платежа); механизм разрешения споров, справочно-аналитическая служба, ведущая базу данных состояния рынка и обеспечивающая ведение его архива; агентство, поставляющее новости, непосредственно влияющие на ценообразование на данном рынке; канал получения общих новостей (политика и пр.); координационный канал участников рынка; координационный канал организаторов рынка.

Описание этих подсистем выходит за рамки настоящей статьи. Заметим только, что все эти подсистемы в рамках одного организованного рынка могут быть взяты у разных поставщиков и следовать различным стандартам -- это обеспечивает необходимую гибкость и эффективность.

А вот гибкость и эффективность больших интегрированных систем часто является мифом. Они часто не обеспечивает необходимых профессиональных характеристик -- трудно найти в одной организации-разработчике специалистов по депозитариям, системных программистов, юристов, журналистов, специалистов по торговле, архитекторов банковских систем и т.д. Похоже, что тут уместна аналогия с интегрированными программными системами: несмотря на кажущееся удобство объединения базы данных, редактора текстов и электронной таблицы в одну программу, для профессиональной работы лучше брать отдельные версии этих программ. Никакие рекламные кампании и сверхудачные разработки интегрированных систем не смогли пока опровергнуть этого утверждения.

Продолжая аналогию, заметим, что распространенные программы разных конкурирующих программистских фирм умеют "понимать" форматы данных друг друга -- и это без всякого государственного регулирования! Это просто требование рынка. А большинство появляющихся стандартов -- это стандарты "де-факто", появляющиеся после присоединения других фирм к разработкам пионеров в той или иной области.

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере относится к проблеме построения цивилизованной инфраструктуры рынка ценных бумаг в нашей стране. В этом процессе важно не закрыть шансы каким-либо его участникам. И надлежащее законодательное регулирование может позволить получить у нас одну из самых эффективных в мире систем организованных рынков.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020