Либертариум Либертариум

Интернет может стать местом тотальной слежки

"Новые Деловые Вести" (г.Волгоград), 24.05.1999г.
В Волгограде пытаются внедрить СОРМ-2, обходя Уголовно-Процессуальный Кодекс и Конституцию.

Первый Закон о системе оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на узлах связи был пропихнут "втихую" несколько лет назад. Причем он был опубликован гораздо позже, чем внедрен. В конечном итоге на всех узлах связи оперативно-розыскные мероприятия возможно проводить без решения суда, без санкции прокурора, без постановления следователя. То есть если некие федеральные структуры (думаю, нетрудно догадаться, какие) захотят провести какие-то мероприятия (причем это чаще всего свяязано лишь с подозрениями, умозаключениями, с тем, чтобы "собрать факты, компроматы"), так вот, если им захочется за кем-то понаблюдать, то за этими людьми устанавливается полный контроль. Электросвязь, телеграф, почта -- государственные учреждения и просто не могут не выполнять тех приказов, распоряжений, которые Министерство Связи сверху спускает. Чиновника понять можно -- он боится расстаться со своим местом.

Но теперь к традиционным средствам связи прибавились новые -- электронная почта, Интернет. Фирмы-провайдеры, подобные нашей, организуют, используя спутниковый канал связи, переправку всей информации от клиентов и доставку им информации из внешнего мира. При этом мы сами не знаем, какую информацию отправляют и запрашивают наши клиенты.

Мы не можем, если не предпримем специальных мер, читать их сообщения и и письма, отслеживать то, какой информацией наши клиенты интересуются в том же Интернете. И не только не можем, но и не имеем права -- порядок выемки почтовой корреспонденции регулирует Уголовно-Процессуальный Кодекс. И, кроме морально-этической стороны дела , для реализации системы мониторинга и управления требуются колоссальные средства.

Внедрение СОРМ-2, чего добиваются органы в том числе и от нашей компании, как раз касается сетей документальной электросвязи, хождения электронных документов. Однако то, как это пытаются внедрить сегодня, вызывает много вопросов.

Например, еще не имеет полной юридической основы само понятие электронного документа: что им считать? кому приписать авторство: как проверить его на адекватность информации -- действительно ли документ изначально был таким или кем-то внесено изменение? Несмотря на эти неясности, существует уже Соглашение между Министерством Связи и ФСБ, так как ФСБ в законе "об ОРД" определена одним из субьектов, который эту саму деятельность осуществляет. И это Соглашение, технические требования по внедрению СОРМ на местах, предписывают всем операторам свяязи, независимо от формы собственности, предоставлять возможность и оказывать содействие сотрудникам органов, осуществвляющих оперативно-розыскную деятельность, проводить эти мероприятия.

Мы вовсе не против того, чтобы осуществлялась эта розыскная деятельность, но! В законе "Об ОРД" оговорено, что все мероприятия, которые нарушают конституционные права граждан -- на тайну почтовой корреспонденции, на доступ к информации, на личную и семейную тайну, -- должны проводиться по решению суда. Нас же пытались заставить это делать без решения суда, без санкции прокурора, что давало бы энным структурам в руки механизм, посредством которого можно было бы, когда им этого захочется, проверить корреспонденцию любого коиента, узнать, какую информацию он смотрит в данный момент, и, наконец, дать возможность управлять этим клиентом. Например, ему могут отрезать выход во внешний мир -- выключат его из Интеренета, несмотря на то, что он заплатил деньги и имеет право на доступ к информации.Или могут читать его собственную корреспонденцию, могут ее даже переформатировать, добавить что-либо, то есть исказить исходящую и входящую корреспонденцию, реализовать даже подлог документов. И нигде не останется никаких следов.

Я не говорю о том, что нельзя доверять, скажем, сотрудникам местного УФСБ. Но надо понять: если дать в чьи-либо руки бесконтрольный механизм тотальной слежки и управления -- то где гарантии, что впоследствии только порядочные люди будут им пользоваться? И здесь еще нужно отметить, что нет и не предусмотрено вообще никакого механизма контроля. Как сможет что-либо проверить прокуратура, если абсолютно нигде ничего не зафиксируется? Ну, ФСБ заведет, наверное, свой "бортовой журнал", но как быть уверенным, что он будет отражать ВСЕ действия?

Закон о связи гласит, что оператор связи, прежде чем нарушить тайну корреспонденции, обязан соблюсти определенные процедуры: 1) у него должно быть постановление (решение суда) на руках ;2) должны быть два понятых из числа работников учреждения связи; 3) при выемке корреспонденции должен оформляться протокол, который подписывается всеми ... ФСБ сейчас на то, что мы, провайдеры, не имеем права контролировать деятельность ФСБ, требовать предьявления разрешения на каждый конкретный случай. Но так как альтернативного варианта нет, то я не просто ка порядочный человек, но и как должностное лицо, как генеральный директор несу ответственность перед Законом за каждый почтовый ящик каждого своего клиента, за сохранение тайны его корреспонденции. Если я нарушу закон -- меня привлекут к уголовной ответственности!

Свои официальные "Планы..." я в ФСБ направлял. Свою позицию отразил в письме, где обьяснил, чему противоречит ИХ План и выразил готовность рассмотреть их План, который не противоречил бы действующему законодательству. Ответа не последовало. Зато последовало письмо от начальника УФСБ по Волгоградской области в адрес местного Госсвязьнадзора о том, что "Байярд-Славия Коммуникэйшнс ОТКАЗАЛАСЬ внедрять систему оперативно-розыскных мероприятий, и тем самым нарушила пункт 23 Условий осуществления своей Лицензии, которая предписывает провайдеру оказывать содействие и предоставлять возможность осуществлять уполномоченным на то органам такие мероприятия.

При этом "Электросвязь была поставлена в неловкое положение. Ведь мы провели экспертизу с привлечением сотрудников Госсвязьнадзора. Он подтвердил, и у нас имеется протокол экспертизы, которая свидетельствует о том, что мы готовы оказать содействие и у нас имеется для этого техническая возможность.

Кстати, для того, чтобы эта система начала действовать, мы ко всему прочему должны понести большие материальные издержки: во-первых, за свой счет обучить сотрудников ФСБ ; во-вторых, соглашение между ФСБ и Министерством Связи обязывает нас приобрести за свой счет пульт управления (ПУ) стоимостью от 5 до 15 тысяч долларов. Вроде бы ФСБ должно потом , в течение года наши затраты возместить. Но возместит ли, и в каком размере ...

И в-третьих, линию связи я им должен предоставить по качеству не худшую, чем у самого моего лучшего клиента, а это опять-таки тысячи долларов...

Для внедрения СОРМ-2 к нам приходили сотрудники нашего регионального УФСБ. Удостоверений своих никогда не показывали. Поняв, что просто так, бесконтрольно, доступ к нашим клиентам они не получат, они просто прекратили "разговорные", "недокументированные" встречи, и обратились с письмом в Госсвязьнадзор с просьбой (Вы, я надеюсь, понимаете, что значит ИХ просьба?) лишить нас лицензии на предоставление услуг телематических служб. При этом как-то упускается, что та же лицензия содержит пункты, которые обязывают меня не разглашать информацию своих клиентов.

В тяжелое положение поставлен и Госсвязьнадзор. С одной стороны, на него давят "федералы", с другой -- если у меня сейчас начнут отбирать лицензию, то я молчать не стану -- в суд подам. Поэтому, видимо, избрана тактика "мелких пакостей" : то у меня электричество выключат (мы, конечно, меры приняли, и на качестве предоставления услуг клиентам такие отключения не сказываются, есть резервные источники питания). Чинятся препятствия всевозможными проверками. Кто нас только не проверял! И пожарная инспекция, и электрики, и санстанция, и, наконец, сам Госсвязьнадзор. С нас даже требовали каких-то сертификатов на гайки (!!!) , которыми скреплена тарелка ЗССС. Мы добыли полностью копии проектной документации и спецификаций на станцию спутниковой связи, из которых следует , что станция сертифицирована в СБОРЕ, ПОЛНОСТЬЮ.

Все их попытки оказались тщетными. Тогда нашлась какая-то причина, чтобы отключить наш спутниковый канал связи со стороны Москвы, -- якобы не было оформлено разрешение на частоты излучения. Но это не наша вина -- мы арендуем канал связи у компании "Московский Телепорт", который и должен оформлять эти разрешения. Помог нам тогда резервный канал. Несмотря на все палки в колесах, работать мы не прекратим, и будем соблюдать Закон. Если в нашей стране все-таки что-то изменится в сторону построения правового государства, этот беспредел все равно рано или поздно кончится. Но сдаваться мы не намерены.

P.S. Для моего предшественника на посту генерального директора, Олега Сырова, вся эта нервотрепка была очень неприятна. Ну, например, ему звонили ночью домой, намекали на какие-то обстоятельства, угрожали. Говорили что-то вроде "Олег Петрович, Вы зря вот так поступаете, доводите до сведения общественности ту нелегкую, трудную, негласную работу, которую мы ведем. Мы очень вами недовольны и не хотели бы, чтобы Вы это продолжали впредь, во избежание чего-либо..." Конечно, никто не представлялся, и проверить те звонки невозможно, и жаловатья не на кого.

А вообще в беседах они часто говорили: "Вы не кивайте на Вашу Конституцию..."

Извините, но КОНСТИТУЦИЯ У НАС ОБЩАЯ.

Комментарии (4)

  • Интернет может стать местом тотальной слежки

    Привет! Да чтоже такое мать их твориться. ФСБ это же ОГПУ, у которых руки в крови были по самое горло. Им чужие письма читать что два пальца описать. В ответ на произвол нужно ответить вирусной атакой на сеть ФСБ.
  • Интернет может стать местом тотальной слежки

    Левенчук Анатолий, 07.07.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 06.07.1999)
    Категорически не согласен. Те молодые лейтенанты, которые ведут сегодня переговоры с провайдерами - это не те молодые лейтенанты, которые расстреливали всех направо и налево. Конечно, они не ангелы, но это другие люди. Тотальный негативизм тут вредит: нельзя ярлык одной древней организации бездумно переносить на другую организацию, а затем на любых людей в этой организации. Тут нужно подчеркнуть, что ФСБшники не лучше и не хуже гаишников, военных и любых других силовиков, и контроль за ними тоже нужен, только и всего. Они (как и любые другие люди) не ангелы, поэтому им нельзя давать неограниченные полномочия (и никому нельзя). А вовсе не потому, что они сволочи и обладают всей дурной наследственностью ОГПУ.
    А вирусные атаки - это ребячество, экстремизм, несерьезность, методы не лучше ОГПУ, нецивилизованно, и абсолютно неграмотно. И - главное - совершенно бесполезно. Лучше не вирусные атаки, а - например - популяризаторство народного крипто. Гораздо эффективней (хотя и требует побольше мозгов).
  • Интернет может стать местом тотальной слежки

    аноним, 14.08.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 06.07.1999)
    Ага... может еще военные действия против них начнем? Наша задача - добиться справедливости именно законными методами, а выкрики типа "ногами их" только ухудшат ситуацию.
  • Интернет может стать местом тотальной слежки

    Офигеть можно. Жуткая страна. Очень скоро идя этим путем вернутся лагеря, тройки, без права переписки и т.д.
Московский Либертариум, 1994-2020