Либертариум Либертариум
Изданные в Сети произведения можно только читать, или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)? Как решаются подобные вопросы? Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?

Это смотря что понимать под словом "можно". Человек без стыда и совести, а также уверенный в своей безнаказанности, вполне может натаскать из сети текстов, издать их на бумаге без выходных данных (или с фальшивыми выходными данными) и положить в карман вырученные денежки. Или выпустить "пиратский" компакт-диск и заработать на его продаже. Вот только если такого человека поймают, то отвечать он будет не по административной, а по уголовной статье. Есть такая статья, за кражу интеллектуальной собственности. И можно в итоге сильно пострадать за абордаж, причем не исключено, что еще и с конфискацией имущества.
Но давайте не будем о грустном. Реально на сегодняшний день "пиратские" CD со скачанными из сети текстами действительно выходят, а вот бумажные книги -- почти нет. Видимо, потому, что "бумажного" "пирата" куда легче отловить, и система такого отлова уже проверена и неоднократно апробирована. Были даже образцово-показательные процессы с пущенными "под нож" тиражами, огромными штрафами и компенсацией убытков, морального ущерба и недополученной прибыли.
А человек законопослушный и имеющий совесть найденный в сети текст вполне может почитать с экрана, распечатать и прочесть с бумаги, даже дать почитать приятелю -- ничего плохого и противозаконного в этом нет.
А вот прецедентов, чтобы к нам обратился "бумажный" издатель, увидев наш текст в сети -- не было таких прецедентов! Ни разу. Более того, и никого из наших знакомых авторов (а знакомых авторов у нас ОЧЕНЬ много) никто никогда не издавал на бумаге, предварительно ознакомившись с его произведением в сети.
Через третьи руки мы слышали о таких случаях, но лично ни с одним таким человеком не знакомы, так что за достоверность этих сведений поручиться не можем. Вообще, миры "бумажной" и "виртуальной" литературы контактируют довольно слабо. У них есть точки пересечения, но точек этих не так уж много, как может показаться на первый взгляд.

Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того как их выложили в Сеть? Насколько это может быть для Вас интересным (и в смысле популярности, и в смысле денег)?

Когда наш текст выкладывают в сеть, его читают. В распечатке или с экрана -- кому как больше нравится. Читают довольно многие. А потом этот текст появляется на одном-другом-третьем-пятом "пиратском" компакт-диске, диски эти расходятся тиражами в десятки тысяч (мы не преувеличиваем!) -- а мы с этого не получаем ни копейки. И "бумажный издатель" после таких "пиратских" компактов не спешит переиздать тот или иной текст -- отчего в некоторой мере страдаем мы, и в мере куда большей -- читатель. Так что в смысле популярности сеть, конечно, определенную роль играет, а вот в смысле материальном (мы тоже иногда кушаем!) нам и другим авторам публикация текстов в сети не приносит ничего. Совсем. Сейчас, правда, раскручивается один проект платной файловой библиотеки фантастики, в котором участвуем и мы, но что из этого получится, еще не знаем. Поживем -- увидим.

Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети?

Лично у нас это пока не получалось. (Впрочем, мы пока не очень-то и пытались.) Но ведь зарабатывают же люди на выставленных в сеть программах? И не только. Просто у нас это еще плохо развито. А вообще -- можно заработать. И люди зарабатывают. Вот откроют платную файловую библиотеку, о которой мы писали выше -- тогда и проверим на собственной (и не только) шкуре.

Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)?

Думаем, что может. И, поверьте, бумажная книга переживет все это мерцающее железо, которое мы видим сегодня, и от которого ей пророчат гибель! Да и агентства по защите прав в сети уже существуют. Такие себе сетевые волки. Их пока еще мало, и возможностей у них немного, но со временем они окрепнут, и "пиратствовать" в сети станет так же опасно, как и в книгоиздательском бизнесе.

Может дадите прогноз, как писатели-фантасты. Что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)?

Ну, мы все-таки фантасты, а не юристы. Да и о будущем почти не пишем. Можем и промахнуться. Но, на наш взгляд, в относительно скором времени будет принят целый пакет достаточно жестких международных законов по охране авторских прав в сети, появится сеть агентств по охране этих самых прав, сетевые публикации будут разделены на несколько градаций (скажем, свободная или неконтролируемая, ограниченная и коммерческая (эксклюзивная)), с разными степенями защиты и мерой ответственности за несанкционированное использование опубликованных материалов (как коммерческое, так, скажем, и бесконтрольное некоммерческое тиражирование в сети определенных материалов, ибо есть и такие "виртуальные Робин Гуды"); начнется планомерный отлов изготовителей и продавцов "пиратских" компакт-дисков, к "пиратским" сайтам и их владельцам будут также применяться соответствующие меры -- и все вернется на круги своя. Ведь несколько лет назад эпидемия "пиратства" свирепстововала и на рынке бумажных книг. И где теперь эти пираты? А нету их!.. почти. Остались единицы, и те -- мелочь. Остальные либо были отловлены, либо легализовались, либо сменили род деятельности. То же произойдет и в сети. За сколько лет, не скажем, но произойдет. А бумажные книги сеть не вытеснит. Надорвется.

Как строятся отношения Автора (т.е. вас) и эл. библиотек (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еще как-то)

Согласовываем мэйлом. Или по телефону. Никаких бумаг. Достаточно устного разрешения (запрещения) или соответствующего электронного письма. До сих пор конфликтов на этой почве с держателями электронных библиотек не возникало: выкладывали только то, что было разрешено нами. Если по ошибке появлялось что-то не предназначенное для свободного доступа -- файл тут же убирали по первому требованию.

Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами? Нужны ли такие организации вообще?

В общем, так: пока таких организаций нет (по крайней мере, нам они неизвестны), но сейчас, как минимум, две подобные структуры у нас (в СНГ) создаются. Организации по защите прав авторов в сети безусловно нужны, очень нужны! -- но не для работы с нормальными, легальными электронными библиотеками -- а для отлова и привлечения к ответственности сетевых и CD- "пиратов". Таково наше мнение.

Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества и каким образом?

Мы -- не пользуемся. И что-то не слышали, чтобы пользовался кто-то из наших знакомых коллег-писателей.

Нужны ли вообще подобные организации? (применительно к взаимодействию автора и эл. библиотеки)

Для взаимодействия автора с электронной библиотекой -- не нужны. А для защиты от "пиратов" -- нужны, и очень! (см. выше).

Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети Интернет?

Пишет электронное письмо хозяину сайта, WEB-мастеру или другому человеку, который отвечает за страничку, где появилось произведение. И просит (требует) убрать из доступа соответствующий текст. Как правило, этого бывает достаточно -- нам не раз приносили извинения и мгновенно убирали из доступа то, что мы по тем или иным причинам не хотели видеть в сети.

Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему?

Все зависит от данного конкретного автора, данного конкретного "пирата", нарушившего его права, и от конкретных обстоятельств нарушения прав. В какой-то ситуации обратится, в какой-то -- нет. Лично мы в определенных обстоятельствах можем и обратиться, а потом еще и упорно вести дело до победного конца. Но некоторые авторы обращаться в суд не будут ни при каких обстоятельствах -- из-за нелюбви к судебной волоките и неверия в конечный результат тяжбы и победу справедливости. Мы волокиту тоже не любим, но в результат верим. (И вера эта основана отнюдь не на пустом месте, а на знании законов и прецедентов.) Так что, если припечет, можем и в суд обратиться. Правда, к счастью, пока поводов и соответствующих обстоятельств для этого у нас не было. Надеемся, что и не будет -- но зарекаться не станем.

Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками?

Пожелания от авторов -- чтоб оперативнее обновлялась информация (библиографии, информация о новых книгах, рецензии, статьи и т. д.), и чтоб прежде чем выложить у себя что-то, пришедшее не от автора или его литагента, а по другим каналам, хозяева электронных библиотек сначала связывались с автором или его предстваителем и выясняли, можно выкладывать соответствующий текст, или нет? А то были случаи... Потом все в итоге урегулировалось, разрешенное оставили, неразрешенное убрали -- но зачем обеим сторонам лишняя нервотрепка и ожесточенная переписка? Даже если в итоге все кончилось хорошо? Впрочем, мы с наиболее крупными "библиотекарями" уже договорились, и без нашего ведома там ничего лишнего уже не выкладывается. А то, что мы хотим видеть в свободном доступе, мы отправляем в электронные библиотеки сами -- чтобы ни у кого уже не было сомнения в легальности этих материалов. Чего и другим авторм желаем!
А как видят развитие сотрудничества держатели электронных библиотек -- это у них спросить надо. Мы же просто пишем и отсылаем в библиотеки то, что хотим и МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ видеть в сети (ведь на многие тексты существуют эксклюзивные договоры с "бумажными" издателями, и мы просто НЕ ИМЕЕМ ПРАВА выкладывать эти тексты в сеть). А когда заканчивается один договор, нередко подписыватся следующий, на переиздание (допечатку) -- и срок эксклюзива и запрета на выкладывание в сеть продлевается. Такая ситуация -- не ктолько у нас, но и у многих, особенно известных, авторов.

О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали?

Из ЛЕГАЛЬНЫХ и ПРЯМЫХ способов зарабатывания денег на электронных библиотеках, кроме платной библиотеки, где за скачивание файлов надо платить (такой проект сейчас разрабатывается, мы о нем уже писали), мы ничего другого себе представить не можем.
Правда, есть КОСВЕННЫЕ способы (когда электронная библиотека используется коммерческим сайтом для саморекламы и приманивания клиентов), а также НЕЛЕГАЛЬНЫЕ -- та же печать и продажа "пиратских" компакт-дисков с собранными в сети текстами. Если хорошо подумать, можно, наверное, измыслить и другие способы, но все они будут либо косвенными, либо нелегальными, либо косвенными и нелегальными одновременно. А прямой и легальный способ только один -- платная библиотека. Пока этот проект только разрабатывается, но мы очень надеемся, что до конца этого тысячелетия первая в СНГ платная файловая библиотека художественной литературы (в первую очередь -- отечественной фантастики) все же заработает. Вот тогда и посмотрим, что из этого получится.

При правомерном обнародовании (первый выход в свет -- юристов это, оказывается, очень волнует) где будет публиковать автор свое произведение: в эл. издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? "За" и "против".

А вот это уже зависит от очень многих факторов и обстоятельств. И в первую очередь -- от условий, предложенных электронным и "бумажным" издателем, а также от личных предпочтений и стереотипов автора.
В случае, если электронная публикация будет бесплатной, и будет хоть малейшая тень шанса, что она как-то помешает бумажной или подвигнет "бумажного" издателя подписать договор на худших для автора условиях -- безусловно, любой автор, при наличии предложения от "бумажного" издателя, отдаст приоритет, бумажному изданию.
Если же электронная публикация будет ПЛАТНОЙ, т. е., автор за нее получит гонорар -- тогда возможны варианты. Можем их рассмотреть:
1. Электронный издатель не возражает против параллельной (весьма скорой после выхода текста в электронном виде) бумажной публикации и платит приличный (сравнимый с "бумажным" или превосходящий его) гонорар. Разумеется, любой разумный автор в таком случае "право первой ночи" предоставит электронному издателю.
2. Гонорар неплохой, но электронный издатель ставит условием непубликацию книги на бумаге в течение года или более. Шансы фифти-фифти. Если у автора нет "бумажных" предложений, он, скорее всего, согласится. Если же есть -- то еще крепко подумает. И, весьма вероятно, решит в пользу "бумажного" издателя, в силу разных причин (о причинах этих -- ниже).

Лирическое отступление: не стОит считать писателей рвачами, которых, кроме гонорара, ничего не интересует. Интересует. Просто многие из нас живут только и исключительно своим литературным трудом. Это наш единственный (у многих других авторов, по крайней мере, основной) источник средств к существованию. А питаются авторы, как ни странно, отнюдь не только воздухом Парнаса. Иногда и чего-нибудь более материального хочется! Ведь никто не требует, чтобы, скажем, пекарь раздавал булочки бесплатно? А от писателей -- требуют, да еще и с пеной у рта: "Даешь все тексты в свободный доступ!" А если не даешь -- тут же обзывают всякими нехорошими словами (можем привести кучу примеров).
Между прочим, многие авторы по договору с "бумажным" издателем просто НЕ ИМЕЮТ ПРАВА это сделать! Можно, конечно, дождаться момента, когда один договор уже закончится, а другой (на переиздание) еще не будет подписан -- и быстренько выложить тексты в сеть -- но, господа, не забывайте о тех, у кого нет компьютеров и Интернета! Этим автор, под вашим, господа, давлением, почти наверняка лишает "бумажных" читателей, у которых нет компьютеров, 10-15-20 тысяч тиража. Ибо в таком случае весьма велика вероятность, что новое "бумажное" переиздание в свет так и не выйдет (были случаи!). Вы вот о чем подумайте: бумажную-то книгу и вы купить можете, а вот читать текст с экрана возможность есть далеко не у всякого!
Поймите нас правильно: мы не против электронных публикаций, мы даже всячески "за"! -- но только в том случае, если электронная публикация не мешает бумажной!

С уважением и наилучшими пожеланиями --
Дмитрий Громов + Олег Ладыженский = Г. Л. Олди.

Комментарии (2)

  • Вопросы к авторам художественных произведений

    Можно ли узнать подробнее о Файловой библиотеке?

    >но сейчас, как минимум, две подобные структуры(защищающие
    >права Авторов при взаимоотношениях с электронными
    >агентами) у нас (в СНГ) создаются.

    А что это за организации будут? И какие вопросы они должны решать?

  • Вопросы к авторам художественных произведений

    > А можно ли узнать подробнее о Файловой этой библиотеке

    Да что тут подробно говорить, пока оная библиотека не открылась? Ну, если только кратко...
    В одном из подразделов "оЗона" делается отдельный сайт, с которого за небольшую плату (дешевле, чем стоит книга на лотке в России, а для Запада это будут вообще копейки) можно будет скачать полные файловые версии романов и повестей ряда авторов (в "стартовом" составе сайта будут представлены 12 русскоязычных писателей-фантастов, в т. ч. и мы (Олди)). Будут выложены как издававшиеся, так и еще не опубликованные "на бумаге" произведения. О системе защиты от "пиратства" пока умолчим -- но она есть, и довольно оригинальная. Кроме того, книжный клуб, который открывает этот сайт, уполномочен авторами охранять их права в сети, отлавливать и привлекать к ответственности возможных "пиратов". Даже по существующему законодательству сделать это можно.
    Сайт предназначен в первую очередь для русскоязычных обитателей дальнего зарубежья, до которых не доходят многие издающиеся в России книги, а также для жителей отдаленных районов СНГ, у которых есть сходная проблема. Предусмотрено несколько систем оплаты (кредитной карточкой, банковским переводом, оплата через сберкассу, через провайдера Internet и т. д.). Часть материалов выложена бесплатно (рассказы, ознакомительные отрывки из романов). Предусмотрена обширная система "бонусов" и поощрений постоянным клиентам. Возможна разовая оплата заказа, либо покупка абонемента, скажем, на 10 книг, который можно использовать за один раз или постепенно. Кроме собственно текстов, на сайте будут выложены библиографии и биографии авторов, фото, рецензии и отзывы на их книги, иллюстрации и др. материалы, которые помогут читателям сделать свой выбор. Разумеется, сайт будет регулярно пополняться новыми текстами и информацией.
    Вот такой проект.
    Как только сайт будет открыт, информация об этом и его координаты поступят в сеть.

    >>но сейчас, как минимум, две подобные (защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами) структуры у нас (в СНГ) создаются.

    > А что это за организации будут (хотя наводку дайте)? И какие вопросы они должны решать?

    Одна сейчас регистрируется в Москве и будет заниматься именно охраной авторских прав в сети, защитой от сетевых (и, возможно, "СИ-ДИ-шных") "пиратов", их отловом и привлечением к ответу. В перспективе -- действовать также как сетевое литагентство, представляя авторов на рынке "электронных прав".
    Вторая -- это книжный клуб при "оЗоне" (СПб). Как только будет запущен проект платной файловой библиотеки, (который оный клуб и раскручивает) -- с клубом будут подписаны авторские договоры (форма уже разработана), по которым клуб будет представлять интересы и защищать права представляемых им авторов в сети. Опять же, включая пресечение "пиратских" публикаций и привлечение к ответственности наиболее упорных "пиратов".
    Правда, для клуба защита сетевых прав -- далеко не единственная и не основная деятельность (которой он только БУДЕТ заниматься), а для упомянутого выше агентства таковая деятельность будет основной. Впрочем, агентство еще тоже не заработало. Наверняка есть и другие подобные проекты, но доподлинно нам известно только об этих двух.

Московский Либертариум, 1994-2020