20 ноябрь 2018
Либертариум Либертариум

А сформировался ли он вообще, я имею ввиду, вышел ли он из того состояния, которое вы определили, как конец XVIII - начало XIX века? Либерализм - это не филосовсое течение, а нечто большее - это не образ жизни, определяющий облик современного мира, а просто способ мышления и политики... А в России с её тенденциями к тоталитаризму и максимализму он вряд ли приживется когда-нибудь.
С уважением Петр, студент-юф.
Буду рад, если ответите: petroevo1@mail.ru
11.05.2000

Комментарии (4)

  • Русский либерализм - историческая справка

    Keng, 18.05.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 11.05.2000)
    > А в России с её тенденциями к тоталитаризму и
    > максимализму он вряд ли приживется когда-нибудь.

    В России, скорее, всегда были две иные тенденции -- одна к Воле, другая к Порядку. Причем, что составляет суть первого и что второго так и осталось загадкой...
    Либерализм в моем понимании -- это стремление к соединению этих двух устремлений. Ибо Свобода и есть ограниченная Порядком анархическая, безграничная Воля индивидуумов, живущих в социуме.

    В этой стране всегда было слишком много Государства; диктовавшего свой Порядок. И всегда было много мыслящих, протестующих людей, жаждущих Воли и освобождения. Раздрай этот уже стал надоедать, он стал вреден для этноса (и для экономики тоже :).

    Как много вокруг людей, твердящих: "Безопасность и целостность Государства превыше всего!"
    Государство -- не есть вечно незыблемая территория, за границы которой нужно класть в землю тысячи молодых жизней. Ура-патриотический угар быстро спадает... Патриотизм заключается не в умервщлении человеческих существ ради черты, проведенной на карте, не удовлетворении собственного самолюбия и осознании "крутизны" после кровопролитных побед... Патриотизм -- в умении жить так, что бы нам завидовали другие народы.
    Государство -- Государственные власти не есть самодавлеющие ценности, это не более чем обслуживающий Народы аппарат. Как любая иерархическая структура, Государство имеет свои интересы, но эти интересы должны быть вторичны.
    Необходимо найти ту грань разрешений и запрещений, сдержек и противовесов, ту меру мудрости, которые смогли бы удержать Общество от вольного распада, но уйти от закабаления. Конечно же, в сложных системах нет простых решений, результаты референдумов зависят от вопрошающих и крайне трудно решить, что делать и с Чечней, с территориальной целостностью, с безопастностью, со спецслужбами...
    Одно мне ясно: мы должны двигаться к Свободе, а не от нее. В рабстве мы уже были. И, поверьте, если забыли, или не знаете, -- ничего там хорошего нет...

  • Русский либерализм - историческая справка

    аноним, 30.09.2003
    в ответ на: комментарий (анонимный, 11.05.2000)

    «Перестройка может оказаться бесплодной не потому, что партийные консерваторы победят либералов, а потому, что у самих партийных либералов идеология не преодолевается, а лишь сворачивается в куколку, из которой, напитавшись энергией воспрянувшего от полусвободы народного тела, может вылупиться новая разновидность материалистического монстра». М. Назаров. Тайна России. Что и случилось. Почитайте высказывания Новодворской, жириновского, в конце концов посмотрите телевидение

  • Русский либерализм - историческая справка

    аноним, 12.12.2003
    в ответ на: комментарий (анонимный, 30.09.2003)

    Говоря о либерализме, надо прежде всего уяснить, о чем идет речь: о партийном исповедании, о кружковой тусовке, об историческом течении мысли в данной стране, о привычном способе бытия данного народа? Вот историк Янов, например, постоянно повторяет свою однажды изобретенную теорию о том, что в России издавна (как он говорит, со времен Ивана III) был либерализм в качестве исконного русского умственного течения. Мне бы здесь хотелось высказать основную наболевшую мысль: никакого либерализма КАК ТЕЧЕНИЯ в России никогда не было, нет и не будет еще тысячу лет. В России всегда были, есть и всегда будут ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ, исповедующие в той или иной форме либерализм, вообще шире - западничество, европейскость. Но их, этих людей, всегда задавливала, задавливает и будет задавливать исконная традиционность русского НАРОДА. Русский народ не образован и не воспитан. Я говорю не о "воспитании в свободе", на отсутствие которого в русском народе в свое время сетовала Зинаида Гиппиус, а о самом обычном, элементарном ШКОЛЬНОМ образовании. Я живу уже много лет в Чехии и ясно вижу ту НЕПРЕОДОЛИМУЮ ПРОПАСТЬ, которая отделяет даже не англичан или американцев или там каких-нибудь французов, а ЧЕХОВ от РУССКИХ. Эта пропасть возникла тысячу лет назад и существует до сих пор и будет существовать еще тысячу лет. А суть ее существования в том, что чешский НАРОД (я имею в виду это слово в самом прямом его смысле, как широчайшие массы населения, от ассенизатора до академика) тысячу лет подряд УЧИЛСЯ В ШКОЛЕ. Эту ШКОЛУ принесли на территорию Чехии католические монашеские ордена. Протестанты (чешские братья, моравские братья, последователи Яна Амоса Коменского) также внесли большой вклад в ОБРАЗОВАНИЕ чешского КРЕСТЬЯНИНА. Но особенно большой вклад в образование КРЕСТЬЯНСКОЙ и ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ внесли иезуиты и пиаристы. Те иезуиты, которых издавна проклинали и проклинают в России, в Чехии всегда были мотором образования. Главное дело их и пиаристов - открывать новые школы и учить там детей и юношество. И научили. КУЛЬТУРА БЫТА и ПОЧТЕНИЕ К БЫТИЮ вошли в кровь и плоть чешского народа. Я говорю именно о массе. Конечно, как и в каждом обществе, и в чешском есть вопиющие исключения, есть хамы, убийцы, жлобы и т.п., но общество В ЦЕЛОМ - культурно, однотипно культурно. В самой глухой горной деревушке вы найдете весь тот комплекс культуры общения и работы, что и в Праге, столице страны. В России ничего подобного никогда не было и нет и в помине, потому что в России культурой НИКОГДА НЕ БЫЛИ ОХВАЧЕНЫ НИЗЫ. Все, кто тут говорит о либерализме, социал-демократизме, консервативном либерализме, демократическом христиаястве и христиаяском социализме, говорит всегда только ОБ ЭЛИТАХ. Речь все время идет только об элитах. Пойнта же всей проблемы состоит в том, что актором и демиургом истории культуры должен быть НАРОД, те самые НИЗЫ, среди которых произрастают мифы, архетипы восеприятия и стереотипы поведения. В Чехии все эти мифы, архетипы и стереотипы КУЛЬТУРНО ОБРАБОТАНЫ католиками и протестантами на протяжении многих и многих веков. В России же религия, превратившаяся в племенную, всегда звала лишь к уходу из этой юдоли слез. А чехи эту юдоль слез преображали творческим трудом - на каждом хуторе, в каждой деревне, в каждом торговом городе. Конечно, коммунизм русского типа им здорово напортил, но даже ему не удалось убить то, что сделали в свое время с народом иезуиты и пиаристы. С уважением ко всем либералам Сергей. Прага.

  • Русский либерализм - историческая справка

    аноним, 17.05.2004
    в ответ на: комментарий (анонимный, 12.12.2003)

    Opredelites', o chem rech' vedete - o kul'ture byta i obshem uvazhenii k kul'ture ili o shkol'nom obrazovanii. Prihodilos' zhit' v Evrope (gorazdo zapadnee Chehii). Tam narod ochen' neobrazovan (IMHO) v smysle shkol'nyh znaniy, ochen' uzkospecializirovan i zashoten, u tebya mogut iskrenne sprosit' "a chto takoe fizika?", no kul'tura byta, uporyadochennost', organizovannost', konechno, neizmerimo vyshe, chem v Rossii.

    Chto kasatesya zapadnichestva, to u Vas neskol'ko naivnye predstavleniya. Horosho o nashih zapadnikah pisal Berdaev i izhe s nim. Berdyaev utverzhdal, chto russkii radikal'nyi zapadnik est' nositel' aziatchiny. A Yurii Lotman podmetil, chto "русский «европеец» (западник) — лицо, чрезвычайно далекое от реального носителя европейских идей и даже во многом ему противоположное". Nel'zya s etim mneniem ne soglasit'sya, nablyudaya nashih nyneshnih "liberalov" ili dorevolyucionnyh levakov... Ne uproshaite, ne nado...

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2018