27 август 2020
Либертариум Либертариум

Хосе Пиньера. Шанс для трудящихся: приватизация социального обеспечения в Чили

Хосе Пиньера является президентом Международного центра пенсионной реформы и сопредседателем проекта Института Катона по приватизации социального обеспечения. Занимая пост министра труда и социального обеспечения с 1978 по 1980 гг., он отвечал за приватизацию чилийской пенсионной системы. В основу данной статьи положен доклад, представленный 17 января 1996 г. в Канкуне (Мексика) на региональной конференции общества "Монт Пелерин". Автор благодарит Эдварда Х. Крейна (Edward H. Crane) за ценные замечания.

17.01.1996

Текст статьи перепечатан из Cato Journal, vol. 15, no.2.
Empowering Workers: The Privatization of Social Security in Chilie, by Josй Piсera

© Cato Institute, 1996
Cato's Letter #10
Перевод: Ю.В. Кузнецов, к.э.н.


Призрак бродит по свету -- призрак банкротства государственных пенсионных систем. Распределительная пенсионная система, господствовавшая на протяжении всего века, заключает в себе фундаментальный дефект, коренящийся в ложном представлении и поведении людей: она разрушает на уровне индивида существенную связь между усилием и вознаграждением, иными словами, -- между личной ответственностью и личными правами. Везде, где это происходит в массовом масштабе и в течение продолжительного времени, печальный конец неминуем.

Два внешних фактора усугубляют этот исход: 1) глобальная демографическая тенденция к снижению рождаемости и 2) достижения медицины, приводящие к увеличению продолжительности жизни. В результате все меньшее число работающих содержат все большее число пенсионеров. Поскольку увеличение как границы пенсионного возраста, так и налогов на фонд оплаты труда имеют верхний предел, рано или поздно система вынуждена снижать уровень обязательств -- верный признак банкротства.

Не важно, достигнуто ли уменьшение обязательств с помощью инфляции, как в большинстве развивающихся стран, или путем изменения законодательства -- результат для работника, выходящего на пенсию, один и тот же: страдания пожилых людей, парадоксально вытекающие из неспособности системы "социальных гарантий" что-либо гарантировать.

В 1980 году правительство Чили решило взять быка за рога. Государственная пенсионная система была заменена революционным нововведением -- национальной системой пенсионных сберегательных счетов (ПСС), управляемой частными компаниями.

Результаты ее функционирования в течение 15 лет говорят сами за себя. Размеры пенсий в новой частной системе уже превосходят на 50--100% (в зависимости от того, идет ли речь о пенсии по возрасту, нетрудоспособности или в связи с потерей кормильца) те, которые были бы при старой распределительной системе. Ресурсы, которыми распоряжаются частные пенсионные фонды, достигали в 1995 году 25 миллиардов долларов США, или 40% ВНП. Поскольку приватизация пенсионной системы привела к улучшению функционирования рынков капитала и труда, она явилась одной из ключевых реформ, приведших к увеличению темпов роста экономики с исторически сложившихся 3% в год до 6,5% в среднем за последние 12 лет.

Несомненным фактом является и то, что с момента начала реформы уровень сбережений в Чили вырос до 27% ВНП, а уровень безработицы упал до 5,0%.

Еще более важно то, что пенсии перестали быть делом государства. Тем самым целый сектор экономики был деполитизирован, и люди получили больше возможностей определять собственную судьбу. Структурный дефект был устранен, и теперь будущая пенсия зависит от поведения индивидуума и развития экономики.

Успех чилийской частной пенсионной системы побудил еще три южноамериканских страны последовать примеру Чили. За последние годы Аргентина (1994), Перу (1993) и Колумбия (1994) провели аналогичные реформы. Около 11 миллионов рабочих в четырех южноамериканских странах в настоящее время владеют личными пенсионными счетами.

Чилийский опыт может оказаться поучительным для всех стран мира. Даже в Соединенных Штатах началось серьезное обсуждение возможности приватизации действующей пенсионной схемы, которая действует уже 60 лет. Следует отметить, что американская система социального обеспечения является крупнейшей государственной программой в мире; ее ежегодные расходы составляют более 350 миллиардов долларов -- больше, чем оборонный бюджет США в период холодной войны.

Даже правительственные чиновники Китайской Народной Республики посещали Чили для изучения частной пенсионной системы, что демонстрирует силу идей. Одним из результатов стал чрезвычайно интересный спор, о котором недавно сообщил журнал The Economist:

Продолжительный спор между Британией и Китаем по поводу будущего Гонконга обычно содержит больше желчи, чем юмора. Однако, китайские нападки на гонконгского губернатора Криса Паттена в связи с его планом ввести в колонии (распределительную) пенсионную схему, могли бы вызвать улыбку на его лице. Главный представитель коммунистического Китая в Гонконге Чжу Нань громогласно обвинил г-на Паттена, британского консерватора, в том, что он пытается навязать Гонконгу "дорогостоящие евросоциалистические" идеи. [11 февраля 1995 г.]

Возможно, многие другие страны, включая все американские, еще до наступления нового тысячелетия приватизируют свои пенсионные системы. Это будет означать грандиозное перераспределение власти от государства к гражданам, что приведет к расширению личной свободы, ускорению экономического роста и облегчению бремени бедности, особенно для пожилых людей.

Чилийская система пенсионных сберегательных счетов

В чилийской системе пенсионных сберегательных счетов (ПСС) уровень пенсии работника определяется количеством денег, накопленных за годы работы. Ни трудящиеся, ни работодатели не платят государству налог, используемый на социальное обеспечение. Не получает работник и пенсию от государства. Вместо этого в течение всей его трудовой биографии наниматель каждый месяц автоматически перечисляет 10 процентов его зарплаты на его собственный, личный ПСС. Эта процентная норма распространяется только на первые $22000 ежегодного дохода. Таким образом, по мере того, как экономический рост вызывает увеличение заработной платы, роль "принудительных сбережений" в пенсионной системе уменьшается.

Работник может внести на ПСС в качестве добровольных сбережений дополнительно до 10% ежемесячного заработка, которые также не облагаются подоходным налогом. В общем случае, если он хочет уйти на пенсию раньше или получать более высокую пенсию, он будет вкладывать больше, чем 10% своей заработной платы.

Работник выбирает одну из частных компаний по управлению пенсионным фондом (КУПФ, "Administradoras de Fondos de Pensiones"), которая будет управлять его ПСС. Эти компании не имеют права заниматься другими видами деятельности и являются объектами государственного регулирования, имеющего целью гарантировать диверсифицированный портфель с низкой степенью риска и предотвратить мошенничество. Специальная государственная высокопрофессиональная "Служба надзора за КУПФ" обеспечивает регулирование. Разумеется, вход на рынок услуг КУПФ является свободным.

Каждая КУПФ управляет неким аналогом паевого фонда (mutual fund), который инвестирует средства в акции и облигации. Инвестиционные решения принимаются КУПФ. Государственное регулирование устанавливает лишь максимальные процентные уровни как для отдельных типов финансовых инструментов, так и для общего состава портфеля. Дух реформы состоит в том, что степень регулирования должна непрерывно уменьшаться со временем по мере того, как КУПФ накапливают опыт. Никаких обязанностей инвестировать в государственные или иные ценные бумаги не существует. КУПФ и инвестиционный фонд, которым она управляет, являются самостоятельными юридическими лицами. Поэтому, если КУПФ разорится, активы инвестиционного фонда, то есть инвестиции работников, не будут затронуты.

Работники могут переходить от одной КУПФ к другой. Поэтому компании конкурируют между собой путем предоставления более высокого дохода по инвестициям, более высокого качества обслуживания и более низких комиссионных. Каждый работник получает сберегательную книжку на свой ПСС и ежеквартально ему предоставляется регулярный отчет, информирующий работника о том, сколько денег накоплено на его пенсионном счете, и насколько хорошо сработал инвестиционный фонд. Счет работника именной, он является его собственностью и используется в будущем для выплаты пенсии по старости (а также пенсий близким родственникам в случае его смерти).

Неудивительно, что индивидуальные предпочтения в образе жизни в пожилом возрасте столь же различны, как и любые другие предпочтения. Некоторые люди хотят работать всю жизнь, другие ждут -- не дождутся, когда можно будет закончить работу и предаться своему истинному призванию или хобби, например живописи или рыбной ловле. Старая распределительная система не позволяет удовлетворить все эти предпочтения иным способом, кроме политического давления, как, например, в случае снижения пенсионного возраста для политически наиболее сильных групп электората. Эта система стрижет всех под одну гребенку и, тем самым, мешает человеку сделать свою жизнь более счастливой.

В отличие от этого, система ПСС (накопительная) позволяет трансформировать личные предпочтения в индивидуальные решения, приводящие к желаемому результату. В зданиях филиалов многих КУПФ расположены удобные для пользователей компьютерные терминалы, которые позволяют работнику на основании суммы, накопленной на его счете, и предполагаемом сроке выхода на пенсию, вычислять ожидаемую величину своей будущей пенсии. Можно считать и по-другому: определить величину пенсии, которую работник надеется получать, и запросить компьютер, какую сумму нужно вносить ежемесячно на пенсионный счет, если он хочет уволиться в определенном возрасте. Получив ответ, он может просто попросить своего работодателя удерживать соответствующий процент из зарплаты. Разумеется, работник может впоследствии изменять эту величину в зависимости от реальной доходности пенсионного фонда. В итоге, работник может определить желаемый размер своей пенсии и свой пенсионный возраст точно таким же образом, как заказывается костюм по индивидуальной мерке у портного.

Как отмечалось выше, пенсионные вклады работника вычитаются из налогооблагаемого дохода. После выхода на пенсию, когда накопленные суммы начинают расходоваться, с них платится подоходный налог в соответствии с действующими ставками.

Чилийская система ПСС охватывает занятых как в частном, так и в государственном секторах. Единственной исключение -- служащие полиции и вооруженных сил, пенсионное обеспечение которых, как и в других странах, является неотъемлемой частью системы оплаты и условий труда. (По моему мнению, хотя они сами это мнение пока не разделяют, им также было бы выгоднее перейти на систему ПСС). Все остальные работающие по найму обязаны открыть ПСС. Те, кто работает самостоятельно, а не по найму, могут по желанию присоединиться к этой системе. Тем самым создается стимул для перехода работников из неформального в формальный сектор экономики.

Работник, вносивший средства в пенсионную систему в течение по крайней мере 20 лет, пенсионный фонд которого в момент достижения пенсионного возраста, тем не менее, не достигает законодательно установленного уровня, обеспечивающего "минимальную пенсию", получает пенсию от государства по исчерпании ПСС. Следует особо подчеркнуть, что никто не может быть считаться бедным a priori. Только a posteriori, т.е. после того, как трудовая биография работника завершена и средства ПСС исчерпаны, бедный пенсионер получает государственное пособие. (Те, кто не накапливал средства на ПСС в течение 20 лет, могут подать заявление на получение пенсии типа велфэра, социального вспомоществования, которая гораздо меньше обычной.)

Система ПСС также включает в себя страхование на случай преждевременной смерти и потери трудоспособности. Каждая КУПФ предоставляет своим клиентам соответствующие услуги, приобретая в частных страховых компаниях групповую страховку на случай смерти или нетрудоспособности. Страховой взнос оплачивается из дополнительного взноса работника, включающего комиссионные КУПФ, в размере 2.9% заработной платы.

Обязательный минимальный уровень сбережений вычислен, исходя из предположения о средней доходности 4% годовых на протяжении периода трудовой активности. Таким образом, типичный наемный работник накапливает на ПСС достаточную сумму для получения пенсии, равной 70% заработной платы в последние годы перед выходом на пенсию.

Так называемый законодательно установленный (нормативный) пенсионный возраст равен 65-ти годам для мужчин и 60-ти -- для женщин. Этот возраст, традиционный для распределительных пенсионных систем, не обсуждался в ходе пенсионной реформы, поскольку не является структурной характеристикой новой системы. Однако, значение слов "выход на пенсию" в новой системе отличается от их значения в традиционных системах. Во-первых, работники могут продолжать трудиться после выхода на пенсию. В этом случае они получают пенсию, соответствующую накопленному ими капиталу, и от них не требуется дальнейшего внесения денег на счет пенсионного плана. Во-вторых, работники, имеющие достаточные сбережения на ПСС для финансирования "разумной пенсии" (50% средней заработной платы за предыдущие 10 лет, если эта величина больше "минимальной пенсии") могут избрать по желанию более ранний выход на пенсию.

Таким образом, порог 60--65 лет не является жестким сроком, встроенным в систему. Его роль заключается в том, что работник должен продолжать вносить 10% дохода на ПСС вплоть до этого срока, если он не выбрал более раннего срока выхода на пенсию, то есть, срока, когда он начнет получать свои деньги в качестве ежемесячной пенсии, а это не то же самое, что исключение из состава работающего населения. Между тем,, работник должен достичь этого возраста, чтобы получить право на государственное пособие, гарантирующее минимальную пенсию.

Но это ни в коем случае не означает ни обязанности прекратить трудовую деятельность в каком бы то ни было возрасте, ни обязанности продолжать работу или делать пенсионные сбережение, если вы уже обеспечили себя "разумной пенсией", определенной выше.

После выхода на пенсию работник может выбрать одну из двух общих схем выплат. В первом случае, пенсионер может использовать капитал, накопленный на ПСС, для покупки аннуитета у любой частной компании по страхованию жизни. Аннуитет гарантирует постоянный ежемесячный доход до конца жизни, индексированный в соответствии с темпом инфляции (на чилийском рынке капитала обращаются индексированные облигации, поэтому компании могут делать соответствующие инвестиции), плюс пособие своим иждивенцам в случае потери кормильца. Во втором случае пенсионер может оставить свои средства на ПСС и снимать с него деньги в соответствии с программой, которая определяется с учетом ожидаемой продолжительности жизни его и его иждивенцев. В последнем случае, если он умирает, остаток на счете считается частью его наследуемого имущества. При любом варианте он может снять со счета всю сумму, превосходящую величину, необходимую для покупки аннуитета или для запрограммированных помесячных выплат, обеспечивающих 70% последней величины зарплаты.

Накопительная система разрешает типичную проблему распределительных систем, связанную с численностью трудящегося населения: по мере старения населения количество работающих на одного пенсионера уменьшается. При накопительной же системе работающая часть населения не содержит пенсионеров. Напротив, в отличие от распределительной системы, исчезает почва для конфликта между поколениями, и исключается возможность банкротства системы в целом. В новой системе отсутствует проблема, с которой сталкиваются многие страны -- проблема необеспеченных пенсионных обязательств государства.

В отличие от частных пенсионных систем, создаваемых на базе отдельных компаний, в которых основное бремя несут рабочие, увольняющиеся до истечения определенного числа лет нередко приводящие к банкротству пенсионных фондов работников, лишая их тем самым и работы, и прав на пенсионные накопления, система ПСС полностью независима от компаний-работодателей. Поскольку ПСС принадлежат к работнику, а не привязаны к компании, они являются свободно перемещаемыми. Поскольку пенсионные фонды должны инвестироваться в ценные бумаги, обращающиеся на рынке, ежедневно может определяться рыночная ценность ПСС, и поэтому его легко передать от одной КУПФ к другой. Проблема "прикрепления к рабочему месту" просто отсутствует. Поскольку система ПСС не препятствует мобильности трудовых ресурсов как внутри страны, так и между странами, она придает рынку труда необходимую гибкость и не приводит ни к субсидированию, ни к искусственному сдерживанию иммиграции.

Система ПСС является также более эффективной в обеспечении гибкости рынка труда. Фактически, все больше людей склоняется к тому, чтобы работать неполный рабочий день или прервать трудовой стаж, особенно женщины и молодежь. В распределительной системе такие гибкие режимы занятости приводят к проблемам, связанным с необходимостью заполнения разрывов в поступлении средств. Иное дело в системе ПСС, где перерыв в поступлении средств вообще не представляет проблемы.

Переходный период

Одно дело -- описать постоянно функционирующую накопительную пенсионную систему. Другое дело -- в стране, которая уже имеет распределительную систему, перейти к системе ПСС. Разумеется, процесс перехода к новой системе должен учитывать особенности данной страны, и особенно ограничения, налагаемые бюджетной ситуацией.

В Чили мы установили три основных правила для переходного периода:

  1. Государство гарантирует тем, кто уже получает пенсию, что на их пенсию реформа не повлияет. Это правило было очень важным, так как органы социального обеспечения должны были прекратить получать деньги от работников, перешедших на новую систему, поэтому они не могли бы продолжать содержать пенсионеров за счет собственных ресурсов. Более того, было бы несправедливым по отношению к пожилым людям резко изменить их доходы или ожидания в этот момент их жизни.
  2. Каждый работник, уже внесший средства в старую распределительную систему, получал право выбора: остаться в этой системе или перейти на новую систему ПСС. Те, кто решил выйти из старой системы, получали облигацию, называемую "признание пенсионного долга" (recognition bond), которая вносилась на новый ПСС. (Облигация индексировалась и приносила 4% годовых в реальном исчислении). Правительство погашало облигацию только тогда, когда работник достигал нормативного пенсионного возраста. Эти ценные бумаги обращались на вторичном рынке, что позволяло использовать из при более раннем выходе на пенсию. Данный вид облигаций подтверждал права, которые работник уже приобрел в рамках распределительной системы. Таким образом, трудящийся, который выплачивал пенсионные взносы в течение многих лет, не был вынужден начинать "с нуля" в новой системе.
  3. Все, кто впервые вступал в состав рабочей силы, в обязательном порядке включались в систему ПСС. В связи с тем, что распределительная система неспособна себя поддерживать, вход в нее был закрыт. Эта норма обеспечила полное прекращение существования старой системы после того, как последний работник, решивший остаться в ней, достигнет пенсионного возраста (с этого момента, в течение ограниченного времени, правительство должно будет только выплачивать пенсии пенсионерам старой системы). Это правило важно, поскольку наиболее эффективный способ уменьшить вмешательство государства в нашу жизнь -- это полностью закрыть государственные программы, а не только уменьшить их масштаб, так как новое правительство может впоследствии расширить его.

После нескольких месяцев публичного обсуждения предложенной реформы, а также разъяснительных и образовательных мероприятий среди населения [см. Piсera (1991) и (1995)], 4 ноября 1980 г. был принят закон о пенсионной реформе.

Для того, чтобы обеспечить равные возможности для всех лиц, заинтересованных в создании КУПФ, закон устанавливал шестимесячный срок, в течение которого ни одна КУПФ не имела право начать операции (в том числе рекламную кампанию). В связи с тем, что отрасль хозяйства, занимающаяся управлением пенсионными счетами, уникальна тем, что имеет определенную "дату зачатия" (4 ноября 1980 г.) и "дату рождения" (1 мая 1981 г.).

В Чили, как и в большинстве стран (но не в Соединенных Штатах) 1 мая отмечается как День Труда. Выбор этой даты был неслучаен. Символы очень важны, и эта "дата рождения" позволяет рабочим отмечать 1 Мая не как день классовой борьбы, а как день, когда им была дана свобода выбирать свою пенсионную систему, когда они были освобождены от "цепей" государственной системы социального обеспечения.

Одновременно с созданием новой системы КУПФ, все номинальные ставки заработной платы были увеличены так, что в них стала включаться основная часть взносов работодателей в старую пенсионную систему. (Оставшаяся часть была преобразована во временный налог на использование наемного труда, предназначенный для финансирования переходного периода; по мере того, как этот налог постепенно уменьшался до нуля в соответствии с законом о пенсионной реформе, уменьшались и издержки работодателей по найму работников). Взносы работников удерживались из увеличенной номинальной заработной платы. Поскольку в новой системе общая сумма взносов была меньше, чем в старой, чистая заработная плата тех, кто перешел на новую систему, увеличилась примерно на 5%.

Таким образом мы положили конец иллюзии, что систему социального обеспечения содержат и работники, и работодатели, выдумке, дававшей возможности для масштабного политического манипулирования. С экономической точки зрения работники несут почти все бремя налога на фонд оплаты труда, поскольку агрегированное предложение на рынке труда весьма неэластично. Кроме того, все эти налоги в конечном счете оплачиваются за счет предельной производительности труда работников, и работодатели в своих решениях по найму и уровню заработной платы вынуждены учитывать все издержки, связанные с оплатой труда, называть ли их зарплатой или взносами в систему социального обеспечения. Давая новое название взносам работодателя, новая система делает очевидным тот факт, что все взносы производятся работником. Разумеется, по мере развития данного сценария окончательный уровень оплаты труда определяется взаимодействием рыночных сил.

Финансирование переходного периода является сложной технической проблемой, и каждая страна должна подходить к этой проблеме в соответствии со своими обстоятельствами. Неявный долг чилийской распределительной системы на 1980 г. оценивался в размере около 80% ВВП [см. World Bank (1994)]. (Величина этого долга была уменьшена в результате реформы старой системы в 1978 г., главным образом путем рационализации индексирования, отмены специальных привилегий и увеличения пенсионного возраста).

В недавнем исследовании Всемирного Банка (1994:268) утверждается: "Пример Чили показал, что страна, имеющая в разумной степени конкурентную банковскую систему, хорошо функционирующий рынок долговых обязательств и значительную степень макроэкономической стабильности, может финансировать большой дефицит, связанный с переходным периодом, и при этом избежать существенного отрицательного воздействия на процентные ставки".

В Чили использовались пять способов финансирования краткосрочных финансовых затрат, связанных с переходом к накопительной системе:

  1. В балансе государства (в котором каждое правительство должно показывать свои активы и обязательства) государственные пенсионные обязательства в некоторой степени покрывались ценностью предприятий, принадлежащих государству, а также других видов активов. Поэтому приватизация не только выступала как одно из средств финансирования переходного процесса, но также принесла и дополнительные выгоды, такие как увеличение эффективности, увеличение числа собственников и деполитизация экономики.
  2. В связи с тем, что размер взносов в накопительную систему, необходимых для финансирования адекватного уровня пенсий, в общем и целом ниже, чем налоги на фонд оплаты труда, часть разницы между ними может быть использована как временный налог для финансирования переходного периода без уменьшения чистой заработной платы и без увеличения затрат работодателей на оплату труда.
  3. Издержки переходного периода могут быть частично перенесены на будущие поколения с помощью государственного долга. В Чили примерно 40% издержек финансировалось с помощью государственных облигаций, приносящих держателю рыночную ставку процента. Эти облигации были куплены главным образом КУПФ и составляли часть их инвестиционного портфеля. Этот "переходный долг" должен быть полностью выплачен в тот момент, когда последние пенсионеры старой системы покинут нас.
  4. Необходимость финансирования переходного периода стала важнейшим стимулом к сокращению неэффективных государственных расходов. В течении нескольких лет распорядитель бюджета (министр финансов) имел возможность использовать этот аргумент, чтобы "зарезать" неоправданные предложения о новых государственных расходах и сокращать расточительные государственные программы.
  5. Ускорившийся благодаря накопительной системе экономический рост привел к существенному увеличению налоговых поступлений, особенно от налога на добавленную стоимость. Уже через 15 лет после начала пенсионной реформы Чили стала получать бюджетный профицит.

Результаты

На ПСС к настоящему времени накоплен инвестиционный фонд в размере 25 миллиардов долларов США, необычайно большой резерв внутренних накоплений капитала для развивающейся страны с 14-миллионным населением и ВВП, составляющим 60 миллиардов.

Этот долгосрочный инвестиционный капитал не только способствовал экономическому росту, но еще и стимулировал развитие эффективных финансовых рынков и институтов. Решение сначала создать систему ПСС, а уже затем приватизировать крупные государственные компании означало "правильную последовательность" реформ. Рабочие смогли получить значительные выгоды от беспрецедентного роста производительности на приватизированных предприятиях, то есть, через посредство более высоких цен на акции и, вследствие этого, через рост доходности ПСС, получить значительную долю богатства, созданного процессом приватизации.

В настоящее время действуют 15 КУПФ, и они весьма различны между собой. Некоторые из них принадлежат к банковско-страховым конгломератам, другие -- самим рабочим, или профсоюзам, или конкретным отраслевым или торговым ассоциациям. В некоторых участвуют международные финансовые компании, такие как AIG, Aetna и Banco de Santander. Акции некоторых крупных КУПФ котируются на Чилийской фондовой бирже, а одна из них недавно выпустила на Уолл-Стрит американские депозитарные расписки (ADR) (чему помогло недавнее присвоение кредитного рейтинга "А-" облигациям чилийского суверенного долга).

Одним из ключевых результатов внедрения новой системы был рост производительности капитала и, вследствие этого, ускорение экономического роста в Чили. Система ПСС сделала более эффективным рынок капитала и повлияла на его рост в последние 15 лет. Огромные ресурсы, находящиеся в управлении КУПФ, стимулировали создание новых типов финансовых инструментов, одновременно придав дополнительный импульс уже существующим, но не вполне развитым. Другим вкладом чилийской пенсионной реформы в устойчивое функционирование и прозрачность рынка капитала было создание отечественной отрасли услуг по оценке рисков, а также улучшение корпоративного управления. (КУПФ назначали внешних директоров в компании, акциями которых они владели, расшатывая таким образом застойный стиль работы советов директоров).

С момента начала функционирования системы ПСС 1 мая 1981 г. средняя реальная ставка доходности инвестиций составила 13% годовых (более, чем в 3 раза выше, чем предполагавшаяся доходность в 4% годовых). Конечно, доходность испытывала ежегодные колебания, которые вообще свойственны свободному рынку, от -3% до +30% в реальном исчислении. Однако наиболее важен средний показатель на длительном отрезке времени.

Пенсии в новой системе оказались существенно более высокими, чем в старой государственной системе, которая требовала налогообложения всех фондов оплаты труда в размере около 25%. Согласно новому исследованию, проведенному Sergio Baeza (1995) средний клиент КУПФ, выходящий на пенсию, получает пенсию, равную 78% своего среднегодового дохода за последние 10 лет трудового стажа. Как уже упоминалось, после выхода на пенсию работники могут изъять со счета целиком все "избыточные сбережения" (превосходящие порог приносимых доходов в размере 70% зарплаты). Если эти суммы включить в калькуляцию величины пенсий, суммарное значение будет достигать 84% трудового дохода. Получатели пенсий по нетрудоспособности также в среднем получают 70% трудового дохода.

Таким образом, новая пенсионная система, путем увеличения величины и гарантий получения пенсий по старости, нетрудоспособности и потере кормильца, а также через косвенный, но очень мощный эффект ускорения экономического роста и увеличения занятости, внесла значительный вклад в дело уменьшения бедности.

Кроме того, новая система ликвидировала несправедливость, присущую старой системе. В соответствии с общепринятыми взглядами, распределительные пенсионные схемы перераспределяют доход от богатых к бедным. Однако, недавние исследования показали, что если учесть определенные характеристики доходов отдельных групп занятых и функционирования политической системы, государственные схемы в общем и целом перераспределяют доходы в пользу более богатых, и особенно в пользу наиболее политически мощных групп работников [см. Baeza (1995) и World Bank (1994)].

Заключение

Нет ничего удивительного в том, что система ПСС в Чили оказалась столь популярной и способствовала установлению социальной и экономической стабильности. Работники понимают справедливость этой системы, и, через посредство пенсионных счетов, их благосостояние прямым и видимым образом зависит от развития национальной экономики. Поскольку частные пенсионные фонды владеют существенной долей акций крупнейших чилийских компаний, рабочие на деле являются инвесторами в национальное богатство.

Когда в мае 1981 года в Чили было объявлено о создании ПСС, работникам была дана возможность выбора: присоединяться ли к новой системе или оставаться в старой. Полмиллиона чилийских рабочих (четверть трудоспособного населения) избрали новую систему, перейдя в нее только в первый месяц ее существования, -- намного больше, чем ожидавшиеся 50000 человек. Сегодня более 90% наемных работников в Чили, ранее входивших в старую систему, присоединились к новой. В 1995 году 5 миллионов чилийцев владели ПСС, хотя не все из них заняты полный рабочий день и, следовательно, не все производят отчисления ежемесячно.

В итоге, если работникам предоставить выбор, они единодушно голосуют собственными деньгами за свободный рынок, даже если речь идет о таких "священных коровах", как социальное обеспечение.

По мере исчезновения государственной пенсионной системы политики лишаются возможности решать, должны ли пенсионные выплаты быть увеличены, на какую сумму и для каких групп. То есть, пенсии перестанут быть серьезным источником политических конфликтов и поводом для предвыборной демагогии, как это происходит сейчас. Доход человека после прекращения активной трудовой жизни будет зависеть от его собственного труда и от успеха экономики в целом, а не от правительства или политического давления отдельных групп интересов.

Для чилийцев пенсионные сберегательные счета в настоящее время представляют собой реальную и ощутимую собственность, они являются главной гарантией нормальной жизни после завершения трудовой деятельности. Фактически, после 15 лет функционирования новой системы главный актив типичного чилийского рабочего -- это не подержанный автомобиль и даже не маленький дом (возможно, все еще заложенный), а капитал, накопленный на его ПСС.

Наконец, частная пенсионная система имеет очень важные политические и культурные последствия. Подавляющее большинство чилийских рабочих, которые перешли на новую систему, сделали это быстрее, чем немцы перешли с Востока на Запад после падения Берлинской стены. Эти рабочие приняли свободное решение отказаться от государственной системы, несмотря на то, что некоторые национальные профсоюзные лидеры и старая политическая элита убеждали их не делать этого. Трудящиеся глубоко вникают в проблемы, касающиеся их повседневной жизни, такие как пенсии, образование и здравоохранение, и принимают решения, исходя из интересов своих семей, а не под воздействием политической моды.

На деле новая пенсионная система дала трудящимся личную заинтересованность в развитии экономики страны. Типичному чилийскому рабочему небезразлично поведение рынка акций или процентных ставок. Интуитивно он понимает, что плохой министр финансов может уменьшить денежную ценность его пенсионных накоплений. Когда трудящиеся чувствуют, что они владеют частичкой своей страны, и не через посредство партийных боссов или Политбюро, они становятся гораздо более последовательными приверженцами свободного рынка и свободного общества.

Такова краткая история мечты, ставшей реальностью. Главный урок состоит в том. что успешными оказываются только те революции, которые опираются на конкретных людей и на те чудеса, которые они могут совершить, когда они свободны.


Литература

  • Baeza, S. (1995) Quince Aсos Despuйs: Una Mirada al Sistema Privado de Pensiones. Santiago: Centro de Estudios Pъblicos.
  • The Economist (1995) "Is Welfare unAsian?" February 11: 16--17.
  • Piсera, J. (1991) El Cascabel al Cato. Santiago: Editorial Zig Zag.
  • Piсera, J. (1995) Sin Miedo al Futuro. Madrid: Editorial Noesis.
  • World Bank (1994) Averting the Old Age Crisis. New York: Oxford University Press.

"Письма Катона" (Cato's Letters) -- серия оригинальных эссе по вопросам политической экономии и публичной политики.

Институт Катона (The Cato Institute) получил свое название от "Писем Катона" -- серии эссе Джона Тренчарда и Томаса Гордона о политической свободе, написанных в XVIII в. и получивших широкое распространение среди читателей в американских колониях. "Письма Катона" сыграли большую роль в разработке философских оснований идеологии Американской революции.

Цитаты на обложке брошюры

"Чили указала путь, как обеспечить среднему гражданину достойную жизнь в старости, и одновременно укрепить экономику страны".

Wall Street Journal,
August 18, 1995.

"Хосе Пиньера написал манифест рабочего класса для нашего времени..., который должен быть прочитан каждым политиком и всеми, кто интересуется будущим социального обеспечения".

Rep. Jim Kolbe (R-Ariz)

"Д-р Пиньера написал проект обеспечения экономического роста и финансовой устойчивости".

Former Rep. Tim Penny (D-Minn)

"Хосе Пиньера в мире специалистов по пенсиям -- это все равно, что Хосе Каррерас или Пласидо Доминго. Хватайте, выпрашивайте, берите в долг или украдите билет, чтобы послушать его".

Bill Jamieson,
London Sunday Telegraph

Комментарии (1)

  • Хосе Пиньера. Шанс для трудящихся: приватизация социального обеспечения в Чили

    Чилийская реформа представляет собой пример либерального планирования. Пенсионная реформа является гармоничной частью общих либеральных преобразований в стране. Есть реформа - есть результат, нет результата - нет реформы, нет и действительных реформаторов. Последнее утверждение является признаком существования либеральных реформ.
    Что мне нравится в реформе то это то, что она ориентирована на массу частных интересов, даже самых незначительных по денежной оценке, но одинаково значимых по отношению к каждому индивиду. Реформа смогла мобилизовать сознание и волю отдельных людей на активное участие в ее успешном осуществлении. Один недостаток: нет обманывающих, нет обманутых. Нетрадиционный подход.

    Наши начисления на заработную плату являются по экономическому смыслу налогом из заработной платы, т.е. оплаты результата труда по договору найма. Собственные средства фактически принудительно и по форме безвозвратно забираются у всех работников, независимо от того кем они выступают в производственном процессе - директором или рабочим. И вот перед нами другая картина, где все наоборот - за работником закрепляется частная собственность, и мы можем наблюдать появление массы частных лиц. Замечательно!

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020