Либертариум Либертариум
Если приватизация денежная, то получение доли в предприятии происходит путем выкупа.
Из предложенного варианта следует, что участникам приватизации первоначально предлагается не приобрести предприятие или часть его, всего лишь проявить свое намерение путем передачи продавцу во временное пользование неограниченной суммы денег, несоизмеряемых с оценкой предприятия.

Кто и как будет использовать данные средства в период проведения приватизации? Или это будет дополнительное временное финансирование государства или иного частного держателя денег. Не произойдет ли при этом принудительное изъятие весьма значительных средств из оборота? А если учитывать то обстоятельство, что деньги всегда используются, то и при предлагаемом способе приватизации будет происходить хоть и временное (а где гарантия что не иное) нецелевое сущностное использование денег.

Будет ли такой подход являться проявлением ответственного отношения к частным лицам - участникам приватизации? Для одних лиц этот период может быть коротким, для других более 2-х месяцев. Это и период полной неопределенности, и совершенно новых технологий в приватизации. Кроме приватизации предприятия через выкуп появляется и очень сложная процедура ее проведения. В этом процессе определяющим моментом могут быть не деньги, а операторские способности.

Практические же действия участников могут иметь непредсказуемое выражение. Должно быть, в таком варианте есть какие-то предполагаемые преимущества, но они обязательно потеряются среди прочих обстоятельств и деталей. Неосведомленность участников о ходе приватизации (отсутствие полной информации о взносах участников на этапе передачи средств и при сдаче акций) - одна из основных характеристик предлагаемого варианта.

Сама же бесплатность приватизации, которую автор считает недостатком, думаю, что сможет существовать и в новом процессе. На достижение ее будет направлен не только некий договор о поведении, но и неосведомленность участников.

Перспектива участия в такой приватизации мелких инвесторов может превратиться в ловушку для их капиталов. И в ходе проведенной приватизации она действовала лучше "денежного пылесоса". Прибыли предприятия или выводились из результата работы через затраты, или же при тихой ликвидации производства часть выручки исчезала в ходе списания и реализации фондов по заниженным ценам. Мелкому инвестору в большинстве приватизаций оставалась только призрачная надежда. Если автор предложения хотел бы изменить такое положение, то его уже можно поблагодарить.
Петр Авен предлагает распределять деньги, полученные от приватизации, среди всего населения, но ведь эти средства наполняли бюджет в период проведения приватизации. Других порой не было.

Ограниченность либеральных преобразований проявилась и в том, что приватизация была ориентирована только на одну сторону - передачу предприятий в частные руки. А повышение производительности и фондоотдачи, видимо, считалось делом самоорганизующихся частных интересов. То, что является лучшей стороной либеральных отношений в экономике - высокая активность и ответственность как главная характеристика частной собственности - проявиться не смогли.
Мне представляется, что в ускоренной приватизации скрывается некоторый парадокс: государство передает действующее предприятие, а частные лица принимают совокупность зданий, оборудования, запасов материалов и готовой продукции. В физическом содержании - одно и тоже, а в экономическом - совершенно разные объекты. Получается, что при приватизации довольно часто исчезали предприятия, оставляя вместо себя только факторы производства. Весь уклад организации государственных предприятий и производства на них исходил из определенного планирования, специализации и кооперации, где каждому предприятию отводилась определенная деятельность. В совокупности внешних обстоятельств внутренние факторы производства функционировали как предприятие. Исчезала среда, предприятие превращалось в факторы производства.
К сожалению, я не увидел в предложении Петра Авена понимание этого вопроса, а также предложения конкретных мероприятий, направленных на сохранение предприятий при их приватизации.

Валерий, благодарю за представленный материал.

Александр

18.02.2001

Комментарии (3)

  • Тезисы об оптимальном способе приватизации

    Кто и как будет использовать данные средства в период проведения приватизации?
    До завершения сбора взносов деньги будут храниться в банке, где каждый из участников приватизации откроет специальный счет. В момент выпуска акций все суммы на этих счетах будут переведены на расчетный счет проданного предприятия. Банк, скорее всего, будет использовать эти деньги так же, как и обычные краткосрочные вклады.

    Не произойдет ли при этом принудительное изъятие весьма значительных средств из оборота?
    Из "оборота" будут изъяты только те средства, которые, по мнению их владельцев, должны быть направлены на сбережения и инвестиции, то есть вложены в банки или ценные бумаги. Собственно говоря, "приватизационные взносы" - это лишь одна из форм сбережения, доступных частному инвестору.

    Бесплатность приватизации в данной схеме невозможна, так как количество акций, доставшихся индивиду, будет строго пропорционально сумме, которую он вносит.

  • Тезисы об оптимальном способе приватизации

    У меня нет сомнения, что все владельцы приватизированных предприятий будут приветствовать применение предложенной схемы и даже к ним, несмотря на прошедшее время.

    Скажу откровенно, Я впервые встречаю процедуру купли-продажи, после которой покупатель остается и с товаром, и с деньгами, а продавец освобождается от бремени владения ими. Мне нравиться.
    Но не это ли будет означать Ваше пояснение:
    " В момент выпуска акций все суммы на этих счетах будут переведены на расчетный счет проданного предприятия".

    Конечно, в чем-то я не прав, но понять этого не могу.

    Александр

  • Тезисы об оптимальном способе приватизации

    " В момент выпуска акций все суммы на этих счетах будут переведены на расчетный счет проданного предприятия".

    Извините, опечатка. На счет государства, конечно.

Московский Либертариум, 1994-2020